В России стало зарождаться массовое инвестиционное сословие. Такой вывод следует из обнародованного вчера фондом «Общественное мнение» (ФОМ) и Московской международной валютной биржей (ММВБ) исследования, в результате которого были опрошены 34 тыс. россиян из 68 субъектов Федерации. Организаторов опроса интересовало, насколько готовы россияне инвестировать в финансовые инструменты и каким из этих инструментов они отдают предпочтение.
Несмотря на то что, согласно опросу, до сих пор около 43% российских граждан не имеют современного финансового опыта, финансовая культура остальных 57% заметно выросла по сравнению с недавними временами. Правда, в лидерах по привлекательности для инвестирования по-прежнему остаются консервативные инструменты, которые хоть и не приносят высокой доходности, зато считаются достаточно надежными. Так, на вопрос, куда бы они инвестировали крупную сумму денег, 32,4% респондентов ответили, что предпочли бы открыть вклад в Сбербанке, 14,1% – оставили бы деньги дома и только 6,7% заявили, что купили бы на них акции российских компаний. При этом, согласно этому же исследованию, опыт по покупке ценных бумаг сейчас есть только у 1,9% опрошенных.
Больше всего готовы рисковать своими деньгами на фондовом рынке жители Урала и Западной Сибири – более 10% опрошенных из этих регионов хотят инвестировать в ценные бумаги. «Это неудивительно, – заявил вчера президент ФОМа Александр Ослон. – Именно в этом регионе самая большая концентрация крупного российского бизнеса, и местные жители уже знают, что такое акции и видят в них хорошее средство для инвестиций».
Но основной сенсацией исследования стало второе место по популярности гипотетических вложений открытия собственного бизнеса. 20,4% опрошенных заявили, что именно так распорядились бы свалившимися на них крупными деньгами. Любопытно, что желание открыть собственный бизнес и инвестировать в ценные бумаги растет прямо пропорционально накопленному финансовому опыту. В одной из глав исследования социологи сравнивают ответы респондентов с финансовым опытом с ответами тех, у кого он отсутствует. Желание стать предпринимателем у первой группы в два раза выше (24,8%), чем у тех, кто не имеет подобного опыта (12,6%).
Правда, сам фондовый рынок среди россиян менее популярен, чем идея собственного бизнеса. На вопрос о покупке акций российских компаний при условии наличия финансовых возможностей «нет» ответили 63,3%, а «да» – всего 32,1%. При этом социологи отмечают и влияние возраста респондентов: 42,7% желающих купить акции – люди до 30 лет (52% в этой же возрастной группе не хотят покупать акции). А 80,9% из тех, кто не хочет инвестировать, – старше 55 лет.