Спустя почти 40 дней после убийства отвечавшего за надзор за банками первого зампреда Центробанка Андрея Козлова милиция нанесла удар по отмывателям.
Фото Reuters
Вчера деловые круги России потрясла сенсационная новость. Пресс-служба департамента экономической безопасности (ДЭБ) МВД сообщила о крупнейшей операции против преступной группы, сумевшей отмыть и обналичить в российских банках суммы, превышающие 7 млрд. долл.
Как сообщается в пресс-релизе, сотрудники ДЭБ совместно с представителями Следственного комитета при МВД провели выемку документов в офисе коммерческого банка «Век Банк». «Мероприятия проводились в рамках возбужденного ранее уголовного дела в отношении устойчивого преступного сообщества, которое длительное время занималось незаконным обналичиванием и отмыванием денежных средств», – пояснил корреспонденту «НГ» эту информацию руководитель пресс-службы ДЭБ Александр Воробьев. Поименно фигурантов этого уголовного дела он не назвал, сообщив лишь, что в данную преступную группу входил ряд руководителей и сотрудников не только «Век Банка», но и КБ «Новая экономическая позиция», а также еще более 10 кредитных организаций.
Отметим, что лицензии у «Век Банка» и «Новой экономической позиции» были отозваны более чем год назад. В прошлом году прекратили свою работу и временные администрации этих коммерческих структур.
Коммерческие и некоммерческие
По словам Александра Воробьева, сейчас установлено, что с апреля 2004 года по январь 2005-го ряд руководителей КБ «Новая экономическая позиция» через подконтрольные им структуры АКБ «Родник» и «АКА-Банк», а также через целый ряд некоммерческих организаций незаконно обналичили свыше 200 млрд. руб., 391 млн. долл. и 66 млн. евро. Большая часть этих денег выведена за рубеж. В пресс-релизе ДЭБ в связи с отмыванием также упомянуты такие некоммерческие (слово в документе взято в кавычки) организации, как «Фонд стратегического планирования», «Некоммерческое партнерство поддержки предпринимательской активности граждан», «Учебно-образовательное объединение Гармония», «Формирование новых коммерческих структур Бизнес-Курс», «Фонд социальной поддержки инвалидов, ветеранов войны и труда Вооруженных сил». Аналогичные незаконные банковские операции с использованием реквизитов УКБ «Центурион» и ряда подставных организаций эта же группа осуществила и в 2005–2006 годах. Как сообщил «НГ» Александр Воробьев, в феврале 2006 года в «Центурионе» был проведен обыск, в результате чего следствие получило документы, которые свидетельствуют об участии в «отмывочных» схемах не только московских, но многих региональных кредитных организаций.
Расследования подобного масштаба были бы невозможны без участия финансовой разведки, так как именно она обычно инициирует такие дела. Однако пресс-секретарь Росфинмониторинга Михаил Винницковский отказался подтвердить причастность своего ведомства к данной операции, сославшись на то, что «дело серьезное и надо посоветоваться с руководством». В то же время в ДЭБ из этого не делают тайны. «При непосредственном участии сотрудников Финансовой разведки (Росфинмониторинга России) в рамках расследования уголовного дела налажено взаимодействие с правоохранительными органами Германии, Австрии, Латвии, Литвы, Израиля и других стран, – говорится в пресс-релизе ДЭБ. – В результате установлены счета и фирмы, занимавшиеся преступной деятельностью. По санкции суда (Австрия) наложены аресты на денежные средства, находящиеся на счетах фигурантов дела».
Жертвы нечетких законов
Борьба с обналичиванием денег началась несколько лет назад, когда Центробанк ужесточил контроль за операциями по выдаче наличных компаниям, желающим сэкономить на уплате налогов. Если в 2004 году отзыв банковской лицензии за «отсутствие противодействия легализации средств, полученных преступных путем», был редким случаем, то в этом году больше половины из 46 случаев отзыва ЦБ банковских лицензий связано с борьбой против отмывания.
В связи с усилением контроля со стороны надзорных органов изменилась и стоимость услуги по обналичке. По данным «НГ», с 2004 года по текущий момент она выросла с 0,5 до 10% от получаемой клиентом суммы.
Нынешняя победа МВД над рынком обналички кажется банкирам пока что несколько странной. Большинство случаев по получению незаконной наличности связано в основном с уходом от налогов. При этом, согласно закону, ответственным за операции клиентов является сам банк, который в случае прохождения «сомнительной сделки» обязан сообщить о ней в Росфинмониторинг. Получается, что помимо основной работы банкиры обязаны следить за финансовой чистоплотностью своих клиентов. Ведь в случае, если о подозрительной сделке станет известно регулирующим органам, лицензию потеряет уже банк.
Однако, по словам банкиров, в законодательстве не прописаны признаки сделок, которых можно отнести к «сомнительным». Поэтому банкирам приходится определять честность своих клиентов с помощью собственных наработок. «Не секрет, что в законе полно «дыр», через которые можно сделать легитимными много подозрительных операций. Однако лицензией и репутацией никто рисковать не хочет, поэтому мы еще до начала всей этой антиотмывочной кампании разработали свою собственную методику по внутреннему финансовому контролю и все эти «лазейки» закрыли», – рассказали «НГ» в Пробизнесбанке.
По словам члена правления Транскредитбанка Алексея Крохина, иногда действовать приходится и более радикальными методами. «Конечно, есть банки, которые участвуют в обналичке, однако есть и те, которым приходится защищаться от недобросовестных клиентов. Особенно часто с этой проблемой сталкиваются крупные банки, поэтому приходится перестраховываться заранее – вводить комиссии за снятие наличных в банкоматах, лимиты и т.д. Чем быстрее закроют «дыры» в нашем законодательстве и дадут, наконец, четкие параметры всех «подозрительных операций», тем будет лучше всем», – считает Алексей Крохин.
Все опрошенные «НГ» банкиры удивились размеру суммы, обналичивание которой МВД приписывает указанной преступной группе. Отметим, что она, например, соответствует годовому бюджету крупной российской компании и составляет почти 5 годовых госбюджетов Грузии. «Тут нужно понимать, что подразумевается под словом «обналичивание» – если это оборотные средства, то это одна история, а если это кто-то снял деньги через кассу, то это уже за рамками понимания», – говорит председатель правления банка Стройкредит Денис Константинов.
Наиболее популярные схемы обналичивания
Классическая обналичка основана на регистрации фирмы-однодневки, которая открывает счет в банке. На этот счет за якобы оказанные услуги переводятся деньги, которые обналичиваются, а фирма ликвидируется. В качестве основания для обналичивания обычно указываются расходы на приобретение ценных бумаг, сельхозтехники и т.д.
Вторая схема по обналичиванию связана с карточными схемами, где обычно обналичиваются сравнительно небольшие суммы. В банке открывают депозит на физическое лицо с карточным счетом, на него перечисляются деньги, которые обналичиваются через банкоматы, как правило, нескольких сторонних банков, чтобы величина отдельных операций не вызвала подозрений.