Глава «ЛУКОЙЛа» Вагит Алекперов (справа) вынужден сверять часы с государственными органами.
Фото Артема Чернова (НГ-фото)
«ЛУКОЙЛ» оказался в роли первопроходца, на котором Минприроды опробует новую технологию проверок. Вчера стало известно о том, что Министерство природных ресурсов запросило у Федеральной налоговой службы (ФНС) информацию по 398 лицензиям НК «ЛУКОЙЛ». Вчера же заместитель главы Росприроднадзора Олег Митволь сообщил, что его ведомство в понедельник передало в Генпрокуратуру документы по нарушениям, выявленным в ходе проверки объектов НК «ЛУКОЙЛ» в Республике Коми, а в Роснедра – документы по отзыву ряда лицензий у компании. Напомним, что два дня назад МПР уже пригрозило «ЛУКОЙЛу» отзывом сразу 21 лицензии в Коми и ХМАО за ряд нарушений при разработке месторождений.
Никогда раньше ни в России, ни в мире «природные» и налоговые ведомства в столь близком сотрудничестве замечены не были. Не исключено, что мощный тандем из двух влиятельных ведомств станет российским ноу-хау для более жесткого контроля над недропользователями.
Столь пристальное внимание к «ЛУКОЙЛу» тем удивительнее, что компания считается одной из самых лояльных государству коммерческих структур. Природоохранники хотят проверить практически все имеющиеся у НК лицензии: сейчас «ЛУКОЙЛ» осуществляет разведку и добычу углеводородов на 406 лицензионных участках в России и на 17 за рубежом. Пока чиновники категорически отрицают, что их действия обусловлены «специальным» отношением к «ЛУКОЙЛу»: по их словам, повышенный интерес к разрабатываемым компанией участкам вызван исключительно заботой об экологии. Это, правда, вряд ли успокоит других крупнейших недропользователей. Вчера глава МПР Юрий Трутнев заявил, что повышенное внимание к экологии реализуемых проектов затронет все компании, в том числе «Роснефть», Shell и другие. «Охраной природы нужно заниматься серьезней и более системно», – сказал министр, подчеркнув, что МПР будет продолжать усиливать экологические требования к реализуемым проектам.
Уже давно не секрет, что в последнее время возникновение экологических проблем странным образом совпадает с более глобальными проблемами «эконарушителей», будь то спорная ситуация по вхождению «Газпрома» в «Сахалин-2» или непопадание России в число участников проекта строительства нефтепровода Баку–Тбилиси–Джейхан.
Суть нового сравнительного метода «НГ» разъяснили в пресс-службе МПР. «Мы проводим инспекцию, касающуюся проплат «ЛУКОЙЛа» по НДПИ и по платежам за пользование недрами. Если компания платит НДПИ, то добыча ведется в определенных объемах. Соответственно мы хотим выявить, где произошла недоплата НДПИ и, таким образом, на каких месторождениях были нарушены лицензионные соглашения», – сообщил «НГ» заместитель руководителя пресс-службы МПР Николай Гудков. В «ЛУКОЙЛе» между тем стараются с достоинством держать удар и не проявляют видимого беспокойства. «Они проводят проверку – пусть проверяют, здесь пока нечего комментировать. Два государственных субъекта (МПР и ФНС. – «НГ») разбираются между собой», – сообщил «НГ» руководитель пресс-службы «ЛУКОЙЛа» Дмитрий Долгов.
Аналитики удивлены появлением нового метода по контролю над недропользователями. «Я в первый раз слышу, чтобы проверки объемов добычи проводили таким образом, – сообщил «НГ» аналитик ИК «Проспект» Дмитрий Мангилев. – Это очень странный подход. Порядок уплаты НДПИ не должен, по идее, волновать МПР, ведь министерство получает все данные по добыче от самого «ЛУКОЙЛа», а это не та компания, которая будет завышать или занижать эти показатели. Кроме того, сама идея по выявлению нарушений в уплате НДПИ тоже кажется необычной».
«Прецедентов, когда НДПИ были выплачены коряво, на моей памяти не было», – говорит начальник аналитического отдела ИК «БрокерКредитСервис» Максим Шеин. Оба эксперта сходятся в том, что действия МПР скорее всего не связаны напрямую с деятельностью «ЛУКОЙЛа», а призваны продемонстрировать иностранным компаниям, что власти одинаково бдительно относятся и к своим, и к чужим. «Возможно, таким образом государство хочет продемонстрировать свою беспристрастность в оценках тех или иных компаний. Недавно власти обвинили консорциум «Сахалин-2», состоящий из иностранных участников, в экологических нарушениях, и теперь МПР на примере крупнейшей нефтяной компании, лояльной государству, пытается доказать, что одинаково внимательно проверяет правила пользования лицензионными участками как у российских, так и у иностранных недропользователей», – считает Мангилев.
Судя по всему, фондовый рынок пока что именно так воспринимает претензии МПР к «ЛУКОЙЛу». Во всяком случае, вчера акции компании в РТС не только не упали, а даже выросли к середине дня примерно на 1%, как отмечают аналитики, на ожидании хорошей финансовой отчетности. Это, впрочем, никак не умаляет того факта, что у МПР появился новый инструмент работы с крупнейшими компаниями, который может быть применен и против других участников рынка.