За последний год автопарк страны увеличился еще на миллион автомобилей.
Фото Романа Мухаметжанова (НГ-фото)
Автокредиты в последнее время стали локомотивом банковской розницы. Сегодня уже каждая третья машина покупается в кредит. По данным РБК, объем рынка автокредитования по итогам первого полугодия составил 5,4 млрд. долл. По оценкам банка «Русский Стандарт», за 6 месяцев рынок вырос на 20%. Впрочем, этот рост мог быть еще внушительнее, если бы производители успевали удовлетворять растущий спрос на иностранные авто. По мнению аналитиков банка, спрос в этом сегменте сильно превышает предложения. При этом рост портфеля «Русского Стандарта» существенно превышает рост рынка. Из тройки лидеров по количеству выданных кредитов «Русский Стандарт» продемонстрировал наибольший рост.
О серьезном росте портфелей говорят эксперты многих банков. По словам начальника отдела автокредитования Пробизнесбанка Михаила Охапкина, объем портфеля по автокредитованию Пробизнесбанка на конец сентября увеличился вдвое по сравнению с концом 2005 года. В банке «Авангард» за первое полугодие объем выданных автокредитов составил 1 млрд. 566 млн. руб. «Это на 75% превышает прошлогодний показатель», – сообщил «НГ» вице-президент банка «Авангард» Сергей Тараканов. Чуть больше года назад начал выдавать кредиты на приобретение автомобиля Абсолют Банк, а сегодня он уже находится на 4 месте по темпам роста портфеля автокредитов. «На 1 октября наш портфель составляет 38,6 млн. долл., что в 12 раз больше показателя на начало года», – уточняет заместитель председателя правления Абсолют Банка Олег Скворцов. По его словам, автокредитование – один из наиболее востребованных и потому динамично развивающихся банковских продуктов.
Интерес населения к автокредитованию постоянно растет: наши соотечественники готовы приобретать все более дорогие автомобили иностранного производства – и те, которые ввозятся в Россию, и те, что собираются у нас в стране. Люди, наконец, поняли, что необязательно копить на покупку машины. Те, кто еще недавно мог позволить себе только недорогое отечественное авто, с помощью кредита приобретают машины более высокого класса. По оценкам разных банков, средний размер автокредита сегодня в диапазоне от 15 тыс. долл. до 20, а средний срок кредита – 3 года. Например, в Абсолют Банке средняя сумма кредита сейчас составляет 18 тыс. долл. «За последний год она немного снизилась в связи с началом работы региональных программ банка, где востребованы менее дорогие автомобили», – уточняет Олег Скворцов. При этом более 60% портфеля составляют новые иномарки, увеличивается и доля кредитов на сумму свыше 50 тыс. долл. А наиболее популярные, по словам Олега Скворцова, – кредиты с суммой первоначального взноса в 10–20%.
Экспертные оценки подтверждают: россияне предпочитают новые автомобили. По данным аналитиков «Русского Стандарта», практически 40% всех новых автомобилей покупается в кредит, в то время как по подержанным авто доля существенно ниже – в пределах 10–15%. Наши люди все еще по старинке приобретают бэушные машины у частных лиц, к помощи банков и автодилеров они пока не привыкли.
Понятно, что рост привлекательности автокредитов связан еще и с тем, что условия их получения становятся все более выгодными. Ставки по кредитам плавно снижаются вслед за ставкой рефинансирования. По словам Олега Скворцова, за последние несколько лет ставка снизилась на 3–4 пункта, но это является не единственным фактором повышения интереса к программам автокредитования. «Рынок стал предлагать более интересные условия: сроки кредитования выросли, сумма первоначального взноса снизилась до нуля, появилось множество интересных программ. Кроме того, банки выходят на региональный рынок, где автокредиты – один из самых востребованных продуктов», – уточняет он. Аналитики «Русского Стандарта» отмечают, что сегодня есть примеры, когда ставка по кредиту фактически ниже ставки рефинансирования. Чтобы избежать проблем с законодательством, ставка за кредит, прописанная в договоре, в этих случаях не опускается ниже этого порога, а разницу оформляют в виде скидки на автомобиль. Также в качестве альтернативы оформляют кредит по договору факторинга.
Банки заинтересованы в развитии автокредитования. Для них этот сегмент наименее рисковый. Ведь машина является одновременно обеспечением по кредиту до момента его полного погашения. По словам аналитиков банка «Русский Стандарт», дефолтность по автокредитам существенно ниже, чем по потребительским кредитам в местах продаж, кредитным картам и кредитам наличными. Доля невозвратов по автокредитам в целом по рынку не превышает 1%. «Сегодня благодаря тщательно разработанной системе оценки платежеспособности клиента в Абсолют Банке минимальный процент просрочки, а доля невозврата равна нулю», – уточняет Олег Скворцов. По мнению Сергея Тараканова, наличие хорошо продуманной и взвешенной политики в области оценки рисков позволяет без ущерба качеству кредитного портфеля максимально приблизить условия предоставления автокредитов к пожеланиям заемщиков.
Эксперты единодушны: автокредитование – это большой, растущий рынок, который пока далек от насыщения. О насыщении можно говорить, когда в кредит будет продаваться 65–70% автомобилей. Например, в прошлом году в Европе с помощью кредитов было продано около 80% автомобилей. В то же время, замечают эксперты банка «Русский Стандарт», доходность автокредитов невысока в связи с высокой конкуренцией и низким порогом входа на этот рынок. Процентные ставки по ссудам практически сравнялись у большинства банков, привлекать клиентов за счет их понижения кредитным организациям не выгодно. По мнению экспертов банка, сейчас борьба идет на другом поле – это простота и скорость получения. Приоритеты будут за теми банками, которые смогут предложить качественный сервис и интересные продукты. Многие банки сегодня разработали специальные программы непосредственно с автопроизводителями, кто-то привлекает клиентов за счет уменьшения страховых выплат, появляются программы, позволяющие вернуть машину в автосалон еще до окончания срока кредита. «Конкуренция на этом рынке очень жесткая, поэтому банки стремятся к тому, чтобы предлагать заемщикам наиболее интересные и выгодные для них условия», – уточняет Олег Скворцов. «Рынок автокредитования будет расти», – убежден Сергей Тараканов. По оценкам Олега Скворцова, в ближайшие два года темпы роста сохранятся на уровне 70%. Это обусловлено ростом доходов россиян, повышением их интереса к данному виду кредитования и ростом рынка продаж автомобилей.
Банки – лидеры по объемам выданных автокредитов в I полугодии 2006 г.
№ | Банк | Выдано автокредитов в I полугодии 2006 г., тыс. долл | Изменение по сравнению с аналогичным показателем 2005 г., % | Портфель автокредитов на 1 июля 2006 г., тыс. долл. | Изменение по сравнению с аналогичным показателем 2005 г., % | Доля автокредитов в общей задолженности физлиц на 1 июля2006 г., % |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | Росбанк | 550 866,4 | 105,57 | 1 191 256,7 | 173,37 | 49,3 |
2 | МДМ-Банк | 317 667,7 | 120,16 | 615 939,2 | 106,47 | 86,9 |
3 | Международный Московский Банк | 196 400,0 | 134,37 | 356 000,0 | 131.17 | 69,0 |
4 | Русский Стандарт | 187 500,8 | 893,41 | 247 495,9 | 413.46 | 60,0 |
5 | Райффайзенбанк | 177 714,5* | 3,24 | 504 229,7 | 53,13 | 60,3 |
6 | Русфинанс Банк | 168 113,3 | 246,9 | 233 681,7 | 247,6 | 91,5 |
7 | Уралсиб | 122 200,0 | 6,72 | 307 400,0 | 50,69 | 29,4 |
8 | Национальный Банк Траст | 102 648,0 | 2 467,97 | 171 291,0 | 4 243,39 | 58,3 |
9 | Газпромбанк | 89 500,0 | 138,03 | 161 000,0 | 175,68 | 25,0 |
10 | Импэксбанк | 77 811,3 | 35,41 | 163 143,1 | 127,35 | 30,5 |
Источник: РБК