Автокредиты выгодны банкам, потому что они менее рисковые, в этом случае машина остается в залоге у банка. «Риск невозврата кредита по «классической» программе автокредитования не превышает 1%. Наибольшие риски по невозврату кредита будут у банков, активно занимающихся экспресс-кредитованием», – убежден заместитель председателя правления Абсолют Банка Олег Скворцов. Именно поэтому часть банков относится к этому сегменту с осторожностью и не спешит расширять в эту сторону свою продуктовую линейку. «Мы не планируем пока предлагать нашим клиентам программу экспресс-кредитования. Такие кредиты подразумевают более рисковую политику, а мы заинтересованы в проведении взвешенной и грамотной оценки рисков», – уточнил Олег Скворцов. Такой же политики придерживаются и в Пробизнесбанке. «Экспресс-кредитование – перспективное направление, но в то же время очень рискованное», – считает начальник отдела автокредитования Пробизнесбанка Михаил Охапкин. По его словам, о дальнейшем развитии рынка экспресс-автокредитования можно будет говорить после накопления информации о заемщиках в бюро кредитных историй, выхода работодателей на белые зарплаты и ускорения поставок новых автомобилей в автосалоны. Причем последний фактор особенно важен. Согласитесь, если автомобиль приходит через полгода, зачем вам экспресс-кредит, когда можно получить одобрение на классический, который стоит в два раза дешевле и предоставляется на больший срок.
Однако есть и другая опасность. По мнению экспертов, снижение банковских рисков зависит не только от качественного анализа кредитоспособности клиентов, но и от нормативно-правовой базы, регулирующей автокредитование. «Если залог автомобиля будет регистрироваться в ГИБДД, это позволит снизить риск продажи автомобиля, приобретенного за счет кредитных средств», – убежден Михаил Охапкин. По его словам, это довольно распространенный вид мошенничества. Во всем мире кредитные автомобили находятся в общей информационной базе, и продать их невозможно. У нас такой практики пока нет. Да, паспорт транспортного средства (ПТС) остается на хранении в банке до того момента, как клиент полностью вернет долг. Однако сегодня ГИБДД не располагает информацией о том, является ли заложенной та или иная машина. Поэтому должнику ничего не стоит обратиться в инспекцию с заявлением об утере ПТС. Ему выдадут новый, после чего он сможет продать машину, фактически лишив банк предмета залога. По мнению банкиров, необходимо регистрировать автомобили, являющиеся предметом залога. «Стимулировать рынок может также принятие закона о банкротстве физического лица, по которому недобросовестный плательщик будет признаваться банкротом, а банк сможет в кратчайшие сроки получить обратно выделенные средства», – считает Олег Скворцов. Тогда процедура станет прозрачной, понятной и позволит банкам в конечном итоге либерализовать свои требования к заемщикам.