Олег Митволь зорко стоит на страже экономических интересов страны.
Фото ИТАР-ТАСС
Последние несколько месяцев наводят на мысли о том, что у государства, возможно, появился новый универсальный инструмент экономической политики. Еще совсем недавно малозаметное ведомство Росприроднадзор все решительнее вмешивается в многомиллиардные экономические проекты, изменяя ход их реализиции. Очередной жертвой природоохраны стала одна из крупнейших нефтяных компаний – «ЛУКОЙЛ». В пятницу заместитель главы ведомства Олег Митволь заявил, что у «ЛУКОЙЛа» могут быть отозваны лицензии на разработку 19 месторождений на 11 участках в Коми. Как следует из пресс-релиза Минприроды, компанию обвинили в нарушении природоохранного законодательства.
Если учесть, что чуть более месяца назад Росприроднадзор потребовал отзыва экологической экспертизы крупнейшего проекта по добыче нефти и газа на российском шельфе – «Сахалин-2», а также поставил под сомнение экологичность некоторых путей транспортировки углеводородов другого такого проекта – «Сахалин-1», то можно отметить, что природоохранное ведомство все активнее вмешивается в экономические проекты в стране. Причем эффективность такого вмешательства может оказаться ничуть не меньше, а в отдельных случаях и больше, чем от привлечения традиционного механизма государственного давления на неугодные бизнес-структуры – налоговых органов.
«ЛУКОЙЛово» горе
Предъявляя претензии «ЛУКОЙЛу», помимо экологических обвинений Минприроды, в структуру которого входит Росприроднадзор, также указал на то, что компания не выполняет условия по срокам введения месторождений в эксплуатацию и срокам реализации геологических и буровых работ. Отметим, что ранее Росприроднадзор пригрозил «ЛУКОЙЛу» отзывом лицензий на двух месторождениях дочернего предприятия «ЛУКОЙЛа» ОАО «Хантымансийскнефтегазгеология» и по шести месторождениям другой «дочки» НК в Ханты-Мансийском автономном округе (ХМАО) – ОАО «Назымгеодобыча». Если в ближайшие 3–6 месяцев нефтяная компания не устранит выявленные нарушения, то ей грозит отзыв лицензий на эти месторождения.
Осознавая реальность этой угрозы, «ЛУКОЙЛ» своей вины не отрицает и обещает исправиться. Как отмечается в оперативно выпущенном сообщении компании, «за все время своей деятельности компания всегда вовремя выполняла предписания контролирующих органов, и у «ЛУКОЙЛа» не было отозвано ни одной лицензии. Поэтому компания приложит все усилия, чтобы и на этот раз устранить нарушения в установленные сроки».
Лучшая экозащита – это нападение
Защита окружающей среды в последние годы уже не воспринимается как борьба за экологию в чистом виде. И хотя бюджет-2007 выделяет на природоохранные расходы целых 7,8 млрд. рублей, все сообщения о нарушениях «зеленого» законодательства воспринимаются рынком так же болезненно, как налоговые претензии. Впервые новый контекст в действиях Росприроднадзора отчетливо проявился в 2004 году, когда МПР вдруг обнаружило, что дочернее предприятие ЮКОСа «Арктикгаз», расположенное в ЯНАО, не занимается озеленением тундры. В предписании, выданном управлением Минприроды по ЯНАО аккурат перед новым годом 31 декабря 2003 года, «Арктикгазу» было поручено «озеленить: территорию водозаборной скважины № 2 Самбургского лицензионного участка в срок до 2 февраля 2004 года». История сразу же стала анекдотом – всем было интересно, каким образом ЮКОСу удастся за два месяца озеленить тундру при температуре минус 59 градусов. Правда, МПР слегка сгладило абсурдность ситуации, продлив для ЮКОСа срок озеленения до июля, однако было очевидно, что цвет ландшафта тундры обеспокоил природоохранителей почему-то в самый разгар «дела ЮКОСа». Очевидно, таким забавным образом чиновники решили разнообразить скучную череду налоговых претензий к опальной компании.
Опробовать новую технологию государственных претензий потребовалось в том числе и для того, чтобы облегчить работу властей с иностранными компаниями. Большинство из них изначально избегали «подозрительных» схем налоговой оптимизации, а соответственно в отличие от отечественных компаний, государство не могло по отношению к ним использовать налоговые методы давления. Немаловажно здесь и то обстоятельство, что экологическая мотивировка претензий к транснациональным компаниям наиболее выигрышна в глазах западного общественного мнения, где сильны «зеленые» настроения. Так, в частности, практически без крупного международного скандала прошло прекращение прокачки нефти в адрес литовского нефтеперерабатывающего завода Mazeikiu nafta, контрольный пакет акций которого был продан Вильнюсом не претендовавшим на него российским компаниям, а польской PKN Orlen.
Этим летом экологическое оружие было испробовано также на проекте «Сахалин-2», в котором участвуют пока только иностранные компании. Налоговым органам найти нарушения в этом проекте было бы крайне сложно, так как он реализуется в особом режиме раздела продукции, предусматривающем максимально прозрачные процедуры налогового учета, которые к тому же и изменить нельзя.
Тот же Росприроднадзор в середине июля громогласно заявил о том, что нарушения при транспортировке нефти из Казахстана в Азербайджан зачастую так называемыми однокорпусными танкерами ставят под серьезную угрозу само существование биоразнообразия Каспийского моря. Заявление это прозвучало не далее как 17 июля, то есть через два дня после запуска нефтепровода Баку–Тбилиси–Джейхан, в который, как известно, Россию не допустили. Так что если раньше защита многострадальной окружающей среды работала в первую очередь в борьбе с застройщиками элитных коттеджей и других «избушек», то теперь экологи проникают в самые высокоприбыльные и труднодоступные отрасли.
2. Июль 2005 года – проверка приватизации поселка Сосновка-1, включая дачу экс-премьера Михаила Касьянова.
3. Август 2006 года – требование отзыва экологической лицензии 2-й очереди проекта «Сахалин-2».
4. Сентябрь 2006 года – начало проверки нефтеналивного порта Де-Кастри в проекте «Сахалин-1».
5. Октябрь 2006 года – угроза отзыва 20 лицензий у «ЛУКОЙЛа» в Коми и ХМАО. Суммы, проставленные на графике, – это оценочная стоимость объектов, к которым возникли претензии.