Вскоре китайский юань станет привлекательным не только для китайцев, но и для россиян.
Фото Reuters
Россия и Китай в торговле между собой могут отказаться от американского доллара и перейти на расчеты в рублях и юанях.
Об этом в субботу заявил в Пекине министр финансов России Алексей Кудрин. Данный шаг, по мнению министра, может приблизить реализацию ранее объявленной цели – превращения российского рубля в одну из мировых резервных валют. «Рубль станет резервной валютой во многих странах мира, но прежде пройдет много лет и для этого необходима макроэкономическая стабильность», – уточнил Кудрин. По его словам, в текущем году российско-китайский товарооборот увеличится до 30 млрд. долл. против 20 млрд. долл. в прошлом году, а к 2010 году этот показатель достигнет 60 млрд. долл.
Идею министра финансов в тот же день одобрил вице-премьер России, министр обороны Сергей Иванов. «Считаю, что этот предложение очень интересно, по крайней мере для оборонно-промышленного комплекса России», – отметил Иванов, открывая в Москве встречу с членом Госсовета Китая, спецпредставителем председателя КНР Тан Цзясюанем. Министра обороны можно понять – совсем недавно, в июле, он уже жаловался на то, что укрепление рубля вредит российским экспортерам оружия. «Практически все контракты в военно-технической сфере становятся убыточными, потому что они заключались в долларах, а закупка комплектующих производится здесь в рублях», – заявлял тогда Иванов. Учитывая, что Китай является главным импортером российских вооружений, переход на взаиморасчеты в рублях поможет преодолеть данную проблему.
Опрошенные «НГ» экономисты считают, что данный шаг вполне оправдан с экономической и вполне осуществим с технической точек зрения. Главный экономист УК «Тройка Диалог» Евгений Гавриленков уверен, что перевести стоимость товаров из долларов в рубли и юани будет несложно. «Более того, интерес к этому наблюдается и у китайской стороны, и у наших импортеров, – отмечает эксперт. – И потом, месяца три-четыре назад Китай уже заявлял, что около 2% своих золотовалютных резервов он собирается в обозримом будущем держать именно в рублях, так что с китайской стороны почва для такого шага практически готова». Главной проблемой, по мнению аналитика, является снижение внутренней инфляции в России.
Впрочем, в этом направлении Минфин собирается внимательнее изучить опять же китайский опыт. Отмечая тот факт, что сегодня российское правительство и Центробанк стоят перед выбором – или укреплять рубль, или выкупать нефтедоллары и другие валюты, Минфин признается, что в любом случае это может привести к росту инфляции. «Российская сторона изучила политику жесткого уменьшения избыточной денежной массы, что позволяет удерживать курс, избегать высоких темпов инфляции», – отметил Кудрин, оценивая опыт своих китайских коллег. Однако, по мнению Евгения Гавриленкова, этот пример для России неприемлем. «Объем денежной массы в Китае достигает 150% ВВП, – отмечает Гавриленков, – но этот факт с точки зрения инфляции их мало беспокоит, чего нельзя сказать о нашей, все еще преимущественно сырьевой экономике». Однако, как считает аналитик, переход на взаиморасчеты в национальных валютах станет одинаково выгоден обеим сторонам. Кроме того, для превращения рубля в резервную валюту этот шаг также будет положительным, хотя говорить о достижении такого результата можно будет еще очень не скоро.