Вячеслав Путилин предвкушает выделение новой порции бюджетных средств.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)
В ближайшие годы государство резко увеличит финансирование разработок и производства авиационных средств поражения. Как сообщил на днях зампред Военно-промышленной комиссии Вячеслав Путилин, Госпрограмма вооружения предусматривает выделение на эти цели до конца 2015 года 60 млрд. руб., то есть более 2,2 млрд. долл. по нынешнему курсу. При этом механизм освоения выделяемых средств не дает никаких гарантий их эффективного использования.
По словам Путилина, по сравнению с текущим периодом предусматривается в 2–2,5 раза увеличить финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и в 9 раз – расходы на ремонт вооружения. Контроль за расходованием выделенных средств будет осуществлять специально созданная корпорация «Тактическое вооружение». Основные усилия будут сосредоточены на разработке электронной компонентной базы, двигателей для ракет самого широкого диапазона, создании матричных оптико-электронных систем наведения, многорежимных головок самонаведения и других средств авиационного вооружения. Путилин также сообщил, что в первом квартале 2007 года будет утверждена комплексная целевая программа разработки этих средств.
Опрошенные «НГ» эксперты считают, что увеличение финансирования военных разработок и передача контроля за ними корпорации «Тактическое вооружение» не гарантируют успеха начинанию. Прежде всего из-за того, что механизм финансирования подобных проектов почти всегда непрозрачен. «Созданная корпорация – ярко выраженный пример ныне существующей тенденции по консолидации финансовых потоков в одном месте, – говорит член Совета по внешней обороной политике Виталий Шурыков. – Эти холдинги создают сейчас по всем видам вооружения, они служат иллюзии, что если все предприятия оборонной отрасли объединить, то будет проще осуществлять контроль за расходом средств, а также найти административный ресурс для управления и контроля за проектами». По его словам, логика Путилина заключается в том, что в крупной корпорации денежные потоки будут выделяться большими траншами и их проще контролировать. «В этом есть определенный смысл, а вопрос реализации зависит от административных качеств товарища Путилина», – подытоживает Виталий Шурыков.
С ним согласен и старший научный сотрудник лаборатории военной экономики Института переходного периода Василий Зацепин, который считает, что для реализации подобных программ нужна полная прозрачность расходов. «До тех пор, пока не будут полностью рассекречены расходы Рособоронзаказа и объявлены списки программ, куда инвестируются средства, – ситуация будет идти по кругу. От того, что мы перенесем контроль за исполнением в специально созданную корпорацию, – ситуация не поменяется», – полагает Зацепин.
Основная проблема ВПК, по мнению экспертов, связана с незаконченной реформой ВПК, из-за которой система оборонзаказа до сих пор работает по «советским установкам». В ВПК до сих пор отсутствуют принятые во всем мире понятия ценообразования и контроля за ним, говорит Шурыкин. «Можно сказать, что проще закупать вооружение за рубежом через тендеры или давать подряды компаниям, однако у нас еще с советских времен сформировалась четкая установка, что все оружие должно создаваться национальной промышленностью, даже если она не в состоянии этого сделать, мы сейчас где-то на уровне середины 1950-х годов Америки», – отмечает эксперт.
Новые средства поражения ВВС РФ
В настоящее время основу российского военного авиапарка составляют комплексы третьего (Су-24, Су-25) и четвертого (Су-27, МиГ-31, МиГ-29) поколений. По словам главкома ВВС генерала армии Владимира Михайлова, при условии их модернизации они могут составить конкуренцию зарубежным аналогам лишь в ближайшие лет пять, не более. Одновременно продолжается создание перспективного многоцелевого истребителя пятого поколения, его опытный образец должен взлететь в ближайшие год-два, а к 2010 году предполагается завершить его испытание и начать серийное производство.
Отличительными чертами перспективного авиационного комплекса нового поколения должны стать многофункциональность (способность решать задачи поражения как воздушных, так и наземных целей в любую погоду и время суток), сверхманевренность (возможность совершать управляемый полет на малых скоростях и больших углах атаки), малая заметность в оптическом, инфракрасном и радиолокационном диапазонах волн, способность взлетать и садиться, используя участки взлетно-посадочной полосы длиной до 300 – максимум 400 метров. При этом самолет будет оснащен новейшими образцами бортового радиоэлектронного оборудования и авиационного вооружения. Имеются в виду новые управляемые ракеты класса «воздух–земля», применение которых возможно в любых метеоусловиях и ночью, усовершенствование систем управления оружием, радиоэлектронного противодействия, навигации и связи, а также снижение стоимости эксплуатации и технического обслуживания. В дальней авиации также идет разработка новых средств поражения.
Кроме того, разрабатываются программы развития средств воздушно-космического нападения (СВКН). В ходе них наблюдается активизация работ по перспективным технологиям, в том числе в области гиперзвука, технологии «Стелс», модульного принципа конструкции и использования новейших технических достижений в области бортовой электроники. Это позволит улучшить качественные параметры существующих СВКН, а также создать новые в ближайшие 5–15 лет.