Вчера было названо имя лауреата Нобелевской премии по экономике за 2006 год. Этой престижной международной награды был удостоен американский ученый, профессор Колумбийского университета (Нью-Йорк, США) Эдмунд Фелпс. Денежный эквивалент премии составляет 10 млн. крон (около 1,37 млн. долларов). Интересно, что свою премию Фелпс получил за работы, сделанные им еще в середине 60-х годов прошлого века. «За его анализ взаимосвязи разновременных компромиссных решений в макроэкономической политике» – так звучит официальная формулировка Нобелевского комитета.
Эдмунд Фелпс, которому в этом году исполнилось 73 года, можно сказать, один из последних представителей классических ученых-экономистов. Он стал известен после своих исследований экономического роста в 1960-х годах. Его самая известная работа – базовая теория естественного уровня безработицы (долговременная безработица, которая не зависит от темпов экономического роста). Другими словами, он показал и доказал, что политика стабилизации может «сгладить» флуктуации безработицы только на коротких временных отрезках. (В этой связи вспоминается шутка еще одного классика экономической науки, с которым иногда сравнивают Фелпса, Джона Кейнса: «Если говорить о долгосрочной перспективе, то все мы когда-нибудь умрем».)
Нобелевский комитет, похоже, был более серьезен. «Работа Эдмунда Фелпса углубила наше понимание связи между сиюминутными и долговременными эффектами экономической политики, – отмечается в официальном пресс-релизе Нобелевского комитета. – Его вклад оказался решающим в изучении факторов, влияющих на экономическую политику как таковую».
Как бы там ни было, но очевидно, что актуальной вдруг признана «традиционная» экономическая модель, которая, казалось бы, сегодня, в эпоху экономики знаний и цифровых технологий, уже абсолютно не работает. Например, в прошлом году Нобелевскую премию в области экономики получили израильтянин Роберт Ауманн и американец Томас Шеллинг за вклад в изучение теории игр – математической теории предсказания результатов ситуаций, в которых участники не имеют полной информации о намерениях друг друга.
В нынешнем же году – никакого постмодернизма...