Судя по всему, можно не опасаться, что начавшееся снижение цен на нефть приобретет опасные для экономики России масштабы. Вчера Financial Times сообщила о том, что некоторые страны ОПЕК, включая Иран, Венесуэлу, Кувейт и Нигерию, в целях поддержания цен на нефть неформально договорились о добровольном снижении нефтедобычи в среднем на 1 млн. баррелей в сутки. Чуть позже Reuters со ссылкой на высокопоставленный источник в руководстве нефтяного картеля сообщило подробности грядущего сокращения. По словам источника, добычу сократят все члены картеля «пропорционально их доле», за исключением Индонезии и Ирака. В частности, крупнейший экспортер нефти в мире и наиболее влиятельный член ОПЕК – Саудовская Аравия – сократит добычу на 300 тыс. баррелей до 8,8 млн. баррелей в сутки. «Наша цель сейчас заключается в том, чтобы сократить реальную добычу на один млн. баррелей в сутки как можно скорее, но точная дата пока еще вырабатывается», – сообщил собеседник агентства.
Впрочем, отказ Индонезии и Ирака поддержать товарищей по нефтяному картелю в данной ситуации большой роли не играет. Гораздо важнее, что Саудовская Аравия, на долю которой приходится 10% мировой нефтедобычи, согласилась поддержать намерения ОПЕК. По мнению большинства экспертов, сокращение объемов мировой нефтедобычи позволит стабилизировать цены на рынке на уровне 50–55 долл. за баррель и обвальному падению котировок нефтяных фьючерсов могут поспособствовать только сюрпризы геополитики. Однако, считают аналитики, история показывает, что цены на нефть прогнозировать достаточно сложно, а потому нельзя исключать того, что в перспективе могут сбыться самые мрачные прогнозы, согласно которым в течение ближайших лет цены на российскую нефть могут снизиться до 25 долл. за баррель. В то же время сейчас, по мнению аналитиков, предпосылок для обвала цен на нефтяном рынке пока нет.
«В ОПЕК постоянно наблюдается несогласованность действий ее членов: кто-то старается не сокращать добычу, а, напротив, наращивать ее объемы, пользуясь высокими уровнями цен на мировом рынке. Однако на сегодняшний день нет предпосылок для снижения цен на мировую нефть ниже уровней 50–55 долл. за баррель», – сообщила «НГ» аналитик группы Центринвест Наталья Янакаева. Стоит отметить, что при таком раскладе российская нефть Urals будет стоит 45–50 долл. за баррель, вследствие чего доходы российского бюджета, конечно, снизятся, но некритично. «О существенном удешевлении нефти можно говорить пока что в далекой перспективе, когда будут открыты новые месторождения в Восточной Сибири и на Ямале, то есть примерно к 2030 году. Кроме того, геополитическая ситуация весьма непредсказуема, так что сюрпризов можно ждать и с этой стороны», – утверждает Янакаева. «Если рассматривать ситуацию на нефтяном рынке за последние несколько десятилетий, то можно выделить определенную тенденцию. Было несколько периодов, когда цены резко падали в течение двух лет на 50–70%. А потому вероятность такого развития событий исключать не следует. Однако здесь важно в первую очередь, как долго цены продержатся на низком уровне», – рассуждает эксперт Центра развития Сергей Пухов. «Теоретически цена может достаточно сильно опуститься, ниже 45–50 долл., уже сейчас, когда в ноябре закончится сезон ураганов. Российская экономика уже испытала последствия снижения мировых цен, однако ситуация пока некритична», – говорит Пухов. В то же время специалисты Центра стратегических исследований уже составили мрачноватый прогноз, согласно которому при снижении стоимости российской нефти до 25% уровень инфляции в России составит 40%, а ВВП вообще уйдет в минус. Однако большинство аналитиков считают, что вероятность такого развития событий крайне мала. «Я не думаю, что в ближайшие годы черное золото будет стоит меньше 45–50 долл. за баррель», – считает Наталья Янакаева.
Мировые биржи отреагировали на вчерашние новости ростом нефтяных котировок. Цена нефти с поставкой в ноябре выросла в четверг на электронных торгах на Нью-Йоркской товарной бирже (NYMEX) на 1,3%, или на 79 центов – до 60,20 долл. за баррель.