Аркадию Дворковичу было не просто отбиться от обвинений Энтони Брентона.
Фото Романа Мухаметжанова (НГ-фото)
Вчера по репутации России как центра привлечения иностранных инвестиций был нанесен очередной болезненный удар. С резкой критикой действий властей в отношении нефтегазового проекта «Сахалин-2» выступил на инвестиционной конференции, посвященной 90-летию Российско-Британской торговой палаты, посол Великобритании в Москве Энтони Брентон. По его словам, действия российских властей по отзыву заключения экологической экспертизы и постоянно озвучиваемые чиновниками различного ранга угрозы остановить проект – «большой удар по репутации России как бизнес-партнера и поставщика энергоресурсов».
Практически все свое выступление Энтони Брентон посвятил перечислению претензий, предъявляемых иностранными инвесторами к политике российских властей по отношению к ним. Говоря о «Сахалине-2», посол признал, что при выполнении крупных проектов необходимо придерживаться четких экологических стандартов, однако в то же время указал, что «Сахалин-2» имел хорошую природоохранную программу, согласованную с российским правительством. «То, что случилось около двух недель назад, было полным отходом от существующих соглашений», – утверждал Брентон. Напоследок он выразил свои пожелания, чтобы российские власти впредь при осуществлении таких крупных проектов проявляли «большую предсказуемость».
Выступление посла задало отрицательный тон конференции, которая, судя по ее названию, должна не отторгать, а наоборот, привлекать иностранных инвесторов. Ответом на прозвучавшую критику стало выступление главы экспертного управления президента Аркадия Дворковича. Из речи чиновника следовало, что в России нет препятствий для иностранных инвестиций, есть лишь определенные административные барьеры, однако они влияют как на иностранных, так и на российских инвесторов. «При этом зачастую иностранным инвесторам проще преодолевать эти барьеры, используя политическое давление, дипломатические и посольские связи, механизмы торгово-промышленных палат», – отметил преимущества иностранцев Дворкович, добавив, что «российские инвесторы вообще не имеют никаких путей для давления на административную систему».
Он также сообщил собравшимся, что российские власти не будут пересматривать условия «Сахалина-2», и если иностранные инвесторы решат, что им самим выгоднее работать не в облегченном налоговом режиме соглашения о разделе продукции (СРП), а в национальном режиме, то иностранные акционеры сами должны выйти с такой инициативой к властям. Отметим, что в начале сентября помощник президента России Игорь Шувалов, комментируя события вокруг «Сахалина-2», прямо заявил, что сейчас в России «такой инвестиционный климат и такая система налогообложения, что было бы правильно партнерам по СРП предложить перейти в национальный режим налогообложения». Эти слова тогда многие восприняли как рецепт, который позволит инвесторам проектов СРП избавиться от давления со стороны государства по «экологическому» и прочим направлениям.
Административное давление, с которым столкнулись в последнее время иностранные инвесторы проектов СРП, не удивляет российских экспертов. Управляющий директор ИК «Тройка Диалог» Евгений Гавриленков предлагает вспомнить экономическую подоплеку появления проекта «Сахалин-2». «Корни этой проблемы о Сахалине – в соглашениях о разделении продукции, подписанных в 90-х годах. В то время они многими критиковались, потому что были явно для нас не очень выгодны. Но тогда в стране не было денег. Сейчас в стране другая ситуация. Государство уже не раз давало понять, что самостоятельно справится с управлением своими нефтегазовыми активами и без помощи иностранного капитала, – заявил Гавриленков «НГ». – Одно дело, когда цена на нефть была 10 долларов за баррель, и другое – когда 70 долларов. Я думаю, что все наши действия на то и направлены, чтобы меньше иностранного капитала участвовало в нефтегазовых проектах. Им явно указывают, что если и будут допускать, то только в рамках миноритарных пакетов».