«Аэрофлот» может лишиться части платежей, которые сейчас ему перечисляют зарубежные авиакомпании за транзитные перелеты над Сибирью. Это стало ясно в ходе вчерашнего заседания правительства, на котором был рассмотрен вопрос о создании в России единой системы аэронавигационного обслуживания.
Докладывая этот вопрос, глава Федеральной аэронавигационной службы (Росаэронавигация) Александр Нерадько сообщил, что с 1 ноября в 1,9 раза будет увеличена ставка сбора за аэронавигационное обслуживание (АНО) на внутренних и международных рейсах. Правда, увеличение коснется только российских авиакомпаний. Для иностранных перевозчиков такое повышение планируется с 1 января 2007 года. При этом насколько именно дороже им станут обходиться полеты над Россией, пока неизвестно. По этому поводу ведутся консультации с Международной организацией гражданской авиации. Росаэронавигация ожидает, что удастся повысить АНО не менее чем на 30%.
Представляя членам правительства концепцию создания и развития аэронавигационной системы страны, ее руководитель отметил, что все работы по модернизации и приведению к международным стандартам должны поэтапно завершиться к 2025 году. В принципе финансировать концепцию можно было бы исключительно за счет вышеупомянутых сборов, размер которых не пересматривался уже с 2002 и 2003 годов, но на первых этапах поддержка из госбюджета все-таки понадобится. Только для модернизации наземного сегмента аэронавигационной системы потребуется 156 млрд. руб. Благодаря модернизации ожидается, что в 5 раз снизится и количество катастроф, которые происходят из-за несовершенства существующей системы.
Недовольство грядущим повышением АНО высказал глава Минтранса Игорь Левитин. Он заявил, что ему непонятно, почему АНО следует повышать именно в 1,9 раза. «Если российские компании это стерпят, то иностранцы потребуют четкого обоснования», – предостерег министр. Однако глава Росаэронавигации сообщил, что он уверен – ничего страшного не произойдет: тариф для самолетов класса «Боинг-757» в России сегодня равен 88 долл. за 100 километров пути. «Для сравнения, в Белоруссии и на Украине он достигает 143 долларов», – заявил Нерадько, что не совсем, по его мнению, справедливо.
Как отметил «НГ» аналитик «БрокерКредитСервис» Ростислав Мусиенко, доводы о том, что плата за АНО за полеты над Россией должна быть такой же, как в других странах, не совсем корректны. «Все-таки расстояния в этих странах слишком несопоставимы, – уверен эксперт. – Хотя обновлять навигационную систему необходимо, и если других источников нет – можно тарифы и повысить».
В ходе обсуждения источников для модернизации аэронавигационной системы глава Минэкономразвития Герман Греф предложил быстрый, по его мнению, способ изыскания средств – использовать сборы за транссибирские перелеты с иностранных компаний, львиная часть которых уже 36 лет поступает в карман «Аэрофлота». «По некоторым оценкам, это свыше 300 млн. евро в год, – уточнил Герман Греф, – неужели на компьютеры не хватит?» Однако Нерадько, в свою очередь, заявил, что из этого источника навигаторы в 2006 году получат лишь 47 млн. у. е., и пожелал, чтобы данный вопрос был рассмотрен на отдельном совещании. Премьер-министр Михаил Фрадков поддержал эту идею и не исключил, что проблема будет рассмотрена на одном из заседаний правительства.
Вопрос о справедливом перераспределении «транссибирских денег» занимает и экспертов. «Многих возмущает тот факт, что львиная часть сборов попадает в единоличное распоряжение «Аэрофлота», – отмечает Мусиенко. – И с этим трудно не согласиться. Гораздо логичнее было бы использовать эти деньги на модернизацию и техническое перевооружение отрасли или направлять в госказну».