Менеджеры СУАЛа скрывают подробности переговоров с РУСАЛом.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)
Слияние РУСАЛа и СУАЛа может завершиться в ближайшие дни. Вчера сразу две крупнейшие зарубежные газеты Wall Street Journal и Sunday Times сообщили свои версии дат, когда может быть объявлено о сделке по слиянию крупнейших российских алюминиевых компаний. По сведениям WSJ, окончательное соглашение между сторонами должно было быть подписано уже вчера, Sunday Times полагает, что это случится сегодня. Правда, в СУАЛе и РУСАЛе пока не торопятся делать официальные заявления. Пресс-секретарь СУАЛа Алексей Прохоров заявил вчера «НГ», что называемые конкретные даты слияния – всего лишь догадки журналистов, и добавил: «Я не буду комментировать ничего, что касается сроков сделки». Немногим более разговорчив и совладелец компании СУАЛ Виктор Вексельберг. В прозвучавшем в воскресенье на НТВ телеинтервью он лишь подтвердил, что компании обсуждают возможность объединения, однако подчеркнул, что переговоры ведутся трудно. «Сделка очень сложная, сделка непростая, ведутся самые разные многоформатные переговоры – двусторонние, трехсторонние», – отметил Вексельберг.
Впрочем, уже несколько недель назад стало ясно, что у РУСАЛа и СУАЛа возникли трудности в определении структуры сделки. Как сообщила на днях Wall Street Journal, если окончательное соглашение между сторонами не будет достигнуто к 1 октября, СУАЛ ускорит подготовку к IPO в Лондоне. Изначально, по данным британской газеты Financial Times, предполагалось, что доля РУСАЛа в объединенной компании составит 64,5% акций, СУАЛа – 21,5%, а третьим партнером российских алюминщиков станет швейцарская трейдерская компания Glencore с 14-процентным пакетом акций. Однако в субботу агентство Reuters сообщило о том, что Glencore может быть вычеркнут из процесса объединения. По сведениям Reuters, российские бизнесмены «пришли к соглашению, что даже без Glencore необходимый синергетический эффект от слияния компаний будет достигнут». Всю эту противоречивую информацию представители РУСАЛа до сих пор отказывались комментировать, а топ-менеджеры СУАЛа дипломатично отделывались от вопросов заявлениями о том, что компания рассматривает различные стратегии развития, в том числе и IPO.
Впрочем, по мнению аналитиков, IPO может стать интересным для компании только в том случае, если по каким-то причинам сделка по слиянию с РУСАЛом не состоится. «Я не думаю, что СУАЛу выгодно было бы проводить IPO, имея альтернативу по слиянию с РУСАЛом. Акционеру интересней иметь 25% акций в такой мегакомпании, которая может быть образована после слияния РУСАЛа и СУАЛа, чем отдельно в СУАЛе. Однако схема подготовки к размещению может использоваться для независимой рыночной оценки холдинга. Заявления о возможности IPO можно расценивать со стороны СУАЛа как попытку сыграть на повышение», – сообщил «НГ» аналитик ИК «Проспект» Дмитрий Парфенов.
Между тем сообщение о том, что Glencore может сойти с финишной прямой, экспертов ничуть не удивило. «Дело в том, что Glencore провел свою собственную оценку активов СУАЛа и заявил, что основные мощности компании изношены, и существующие оценки капитализации СУАЛа завышены. По мнению Glencore, СУАЛ слишком много хочет от объединенной компании и его доля должна быть снижена. Судя по сообщениям, СУАЛу это не понравилось, и Вексельберг попытался сделать так, чтобы Glencore вышел из игры», – отметил в беседе с «НГ» аналитик брокерского дома «Открытие» Сергей Кривохижин. По его мнению, исключение Glencore довольно логично, поскольку швейцарская компании – это глобальный трейдер, для которого алюминиевый бизнес не является профильным. «Сейчас, конечно, трудно судить, когда сделка завершится, но с большой долей уверенности, учитывая то, что Виктор Вексельберг получил одобрение на слияние с РУСАЛом на встрече с Владимиром Путиным, можно говорить, что это событие случится в ближайшие дни», – полагает аналитик.