Игорь Артемьев считает, что, борясь с «откатами» при размещении госзаказа, можно экономить до 150 млрд. руб. ежегодно.
Фото Артема Чернова (НГ-фото)
Вчера на заседании правительства была оглашена примерная величина взяток за «содействие» в получении госзаказа. Докладывая о ходе реализации Закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», замглавы МЭРТа Андрей Шаронов привел в качестве иллюстрации весьма красноречивый пример. По его словам, в «одном сибирском городе» компании, выигравшей право на поставки по госзаказу, предлагалось перевести 16% от суммы тендера в качестве платы за «информационно-консультационные услуги», были даже указаны адрес и название фирмы. «Это явный пример «отката», – отметил чиновник.
На основе этого примера можно только догадываться, какие суммы уходят на «откаты» по всему госзаказу, если учесть, что объем государственных закупок в текущем году составит порядка 800 млрд. руб. Правительство признает остроту этой проблемы. По словам председательствовавшего на заседании первого вице-премьера Дмитрия Медведева, данная сфера – «одна из самых сложных и коррупционных». Отсюда стремление сделать ее максимально прозрачной. Но даже новые способы размещения заказов, в частности, через проведение аукционов по выбору поставщиков, пока неспособны полностью решить эту проблему. «Одно из ведомств научилось готовить столь детальную информацию, что в результате торгов всегда оставалась всего одна заявка, а все остальные отсеивались», – отметил Шаронов. В то же время именно процедура аукционов, предусмотренная в законе о госзакупках, вступившем в силу с 1 января, позволила государству только за первые полгода сэкономить 56 млрд. руб.
Рекорд экономии принадлежит Росздраву, который после долгого сопротивления впервые в этом году провел закупки через систему аукционов. По словам Шаронова, в результате «впервые в истории» была отмечена экономия в 55% от стартовой цены. «Можно экономить и в три раза больше, – уверенно заявил глава Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев, – свыше 150 млрд. рублей ежегодно».
Впрочем, большинство опрошенных «НГ» аналитиков сомневается в том, что проблему коррупции в области государственных закупок можно решить только лишь административными мерами. Научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин уверен, что, до тех пор пока Россия остается бюрократической страной, коррупцию победить в ней будет невозможно. «Извечный недостаток государственных закупок в том, что они всегда получаются более дорогими, нежели осуществленные на основе рыночных операций, – отмечает эксперт. – В странах с жесткой системой, предусматривающей обязательное проведение аукционов, эту проблему в значительной степени удалось преодолеть. Но как только речь заходит о российской действительности, система дает сбой, поскольку для наших чиновников «откат» – один из основных видов заработка». По мнению Ясина, для того чтобы конкурсы и аукционы перестали быть «липой», мало принять постановление правительства, закон и множество поправок. «Закон у нас «что дышло», поворачивать которое в нужную для себя сторону бюрократы будут всегда, – уверен эксперт. – Поэтому еще раз могу повторить – победить коррупцию в стране, которая остается бюрократической, невозможно».
С этой точкой зрения согласен и заместитель гендиректора компании «ФинЭкспертиза» Агван Микаелян. «Одними законодательными актами проблему коррупции при госзакупках решить будет практически невозможно, – считает эксперт. – Сегодня главный вопрос заключается в отсутствии доступа к информации, в том числе и при проведении аукционов. Ведь понятно, что, если исходные позиции перед началом торгов известны, их устроители всегда могут обеспечить кому-либо из участников преимущество». По мнению аналитика, хоть как-то помочь исправить ситуацию могло бы создание какого-либо независимого наблюдательного совета.