Глава РЖД Владимир Якунин передумал проводить IPO грузовой компании в Лондоне.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
РАО «Российские железные дороги» (РЖД) намерено провести IPO ОАО «Грузовая компания», которая вскоре будет выделена из капитала РЖД в качестве дочерней структуры не в Лондоне, как это предполагалось ранее, а в России. Как сообщил в понедельник старший вице-президент РЖД Федор Андреев, 49% минус 1 акция грузовой компании, которая объединит весь бизнес РЖД по перевозке грузов, будет размещена на российских торговых биржах. Смену площадки топ-менеджер объяснил тем, что на российских биржах разместить акции можно быстрее, кроме того, такой шаг позволит придерживаться отечественной нормативной базы.
IPO грузовой компании планируется провести через год после ее создания. Ранее предполагалось, что компания будет выделена из состава монополии в начале 2007 года, однако прошедший недавно совет директоров РЖД окончательно не утвердил это решение, а вынес вопрос на обсуждение правительства. Возможно, нерешительность менеджмента РЖД объясняется большим количеством противников создания дочерней грузовой компании, к числу которых относится такое влиятельное ведомство, как Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Антимонопольщики обеспокоены тем, что после выделения грузовой компании в отдельную структуру на рынке появится еще одна монополия с капитализацией в 7–9 млрд. долл., которой будет принадлежать 60% российского грузового парка. Однако РЖД, похоже, от своих планов отказываться не собирается: по словам Федора Андреева, в результате размещения 49% акции грузовой компании РЖД надеется привлечь около 4 млрд. долл.
По мнению отраслевых экспертов, выбор РЖД в пользу российских торговых бирж далеко не случайный. Аналитик ИК «Брокеркредитсервис» Ростислав Мусиенко считает, что госмонополия решила проявить послушание намеченному правительством курсу развития отечественных финансовых рынков. «Глава ФСФР Олег Вьюгин много раз говорил о том, что российские компании должны размещаться на российских же биржах. РЖД просто следует курсу, заявленному российскими властями. Кроме того, российский фондовый рынок, представленный в основном сырьевыми игроками, весьма перспективная площадка для такой крупного несырьевого эмитента, как РЖД. В то же время на Лондонской бирже интерес инвесторов к российским компаниям начинает снижаться из-за большого количества российских эмитентов», – говорит аналитик.
Вполне возможно, РЖД решит пойти по дорожке «народного IPO», проторенного «Роснефтью», считают другие эксперты. Правда, в госмонополии пока еще не определились, стоит ли организовывать подписку на акции грузовой компании среди граждан. «О том, будут ли предложены акции «Роснефти» физлицам в процессе IPO, пока неизвестно. Планируется, что размещение будет проходит в два этапа: сначала на биржу выпустят 5–10% акций, а потом все остальные. Вырученные средства будут направлены на обновление подвижного состава, поскольку, по нашим расчетам, к 2010 году возить уже будет практически не на чем», – пояснили «НГ» планы компании в пресс-службе РЖД. «Безусловно, нельзя исключать возможность проведения РЖД «народного IPO». Тем более что населению будет просто объяснить, что такое компания РЖД, – по железным дорогам ездят все. Успех такого размещения будет зависеть, конечно, от рекламной кампании – если ему дадут такую же огласку, как IPO «Роснефти», то акции грузовой компании будут иметь большой спрос. Кроме того, важным моментом станет цена размещения», – отметила в беседе с «НГ» аналитик ИК «ФИНАМ» Ольга Самарец.
Правда, пока что граждане России, рискнувшие вложить свои средства в первое «народное» IPO – «Роснефти» – богатыми не стали: акции нефтяной госкомпании торгуются на бирже в лучшем случае на 6–7 центов дороже ценового диапазона, заявленного в ходе IPO, а в худшем – на несколько центов дешевле.