В воскресенье британская газета The Observer сообщила о том, что «Газпром» ведет переговоры с индийской компанией ONGC о покупке 20% в нефтегазовом проекте «Сахалин-1», который реализуется на условиях соглашения о разделе продукции (СРП). Как отмечается в обзорной публикации, посвященной последним событиям вокруг СРП-проектов в России, «тем временем «Газпром» подтвердил, что вел переговоры с ONGC о покупке ее доли». Однако в самом «Газпроме» данное сообщение не комментируют. Точно так же, как и появившиеся на прошлой неделе слухи о том, что японские компании Mitsui и Mitsubishi, участвующие в проекте «Сахалин-2», готовы уступить газовому концерну в общей сложности 5% своих акций. От появившихся слухов поспешили откреститься и в самой ONGC, заявив вчера Reuters о том, что не ведут переговоров с «Газпромом».
Как известно, участниками проекта «Сахалин-1» являются Exxon Neftegas Limited (30%), «Роснефть» (20%), индийская ONGC (20%) и японская SODECO (30%). В случае, если слухи подтвердятся и сделка состоится, российская сторона удвоит свое участие в этом проекте – до 40% и станет крупнейшим акционером. По мнению экспертов, выгода и государства, и самого «Газпрома» в данном случае очевидна. Причем настолько, что даже негативная реакция зарубежных партнеров повлиять на стремление войти в проекты СРП на максимально выгодных условиях влияет не слишком сильно. «Учитывая прецеденты, созданные Россией в этом вопросе, ни государство, ни сам концерн серьезно не пострадают, – считает аналитик компании «Центринвест» Наталья Янакаева. – Реакция Запада, например, на разрыв соглашения по проекту «Сахалин-3» оказалась довольно вялой, поэтому теперь российская сторона стала смелее в решении таких вопросов. К тому же и ситуация сегодня резко отличается от положения дел периода 90-х гг., когда заключались эти соглашения».
С другой стороны, руководитель аналитического отдела компании «БрокерКредитСервис» Максим Шеин отметил, что слухи о сделке вызывают у него удивление. «Если это подтвердится, то ситуация станет очень странной, – отметил аналитик. – Мне казалось, что «Газпром» не слишком заинтересован в «Сахалине-1», который все-таки более нефтяной, чем тот же «Сахалин-2». Кроме того, есть предположения, что «Газпром» заинтересован в приобретении Лебединского участка, который находится рядом с месторождением Одопту, входящим в «Сахалин-1». Может быть, у «Роснефти» просто не оказалось свободных средств для покупки такого пакета┘» Впрочем, Наталья Янакаева считает, что ничего странного в этом факте нет. «После появления у «Газпрома» такого актива, как «Газпромнефть» и растущего интереса, скажем, к Московскому нефтеперерабатывающему заводу (МНПЗ), удивляться стремлению увеличить нефтяную составляющую своих активов газовым концерном не приходится, – считает эксперт. – Цель превращения в одну из крупнейших энергетических компаний мира с повестки дня никто пока не снимал».