Вчерашний захват нацболами здания Минфина – лишь детские шалости по сравнению с угрозами, которые несет стране падение цен на нефть.
Фото Reuters
Вчера цена нефти на мировых биржах опустилась до самого низкого за последние 10 месяцев уровня, пробив рубеж в 60 долл. за баррель. Этот показатель почти на четверть ниже, чем в июле, когда баррель стоил дороже 77 долл. При этом российская нефть марки Urals традиционно котировалась еще ниже – ее баррель на биржах стоил дешевле 57 долл. Столь резкое снижение нефтяных цен привело к обвалу на российском фондовом рынке и породило угрозы неисполнения бюджета.
Еще в самом начале торгов индекс РТС опустился ниже психологического рубежа в 1500 пунктов. К середине дня падение усилилось, по состоянию на 16.00 индекс упал до 1463 пунктов, или почти на 3% к своему показателю предыдущего дня. Основные blue chips подешевели на 0,4–5,4%. Как отмечают операторы, общие настроения на биржах РТС и ММВБ близки к паническим. Инвесторы продают акции себе в убыток и спешно ищут объекты для вложений средств.
Очередное существенное падение нефтяных фьючерсов связывают с заявлением президента Ирана Махмуда Ахмадинежада о готовности сесть за стол переговоров по ядерной программе страны. Аналитик ИК «Проспект» Дмитрий Мангилев назвал и другую причину. В этом году ураганы обошли США стороной. Добыча нефти в Мексиканском заливе не снизилась, что и обусловило некоторое превышение предложения над спросом, а значит, и падение цен. Однако потом цены на нефть возьмут реванш.
Не все эксперты согласны с этим. Высказываются предположения, что снижение цен на нефть и другие минеральные ресурсы приобрело долгосрочную тенденцию, что может иметь негативные последствия для российской экономики и бюджета. Как неоднократно отмечал министр финансов Алексей Кудрин, проект федерального бюджета на 2007 год рассчитан исходя из среднегодовой цены на нефть марки Urals в 61 долл. за баррель и курса национальной валюты 26,5 руб. за 1 долл. Учитывая, что сейчас российская нефть котируется дешевле этого уровня и ее цена продолжает снижаться, правительство может не вписаться в бюджетные ориентировки.
Правда, глава департамента финансовой политики Минфина Алексей Саватюгин, комментируя вчера «НГ» сложившуюся ситуацию, отметил, что непосредственной угрозы для макроэкономической стабильности в России нынешнее снижение нефтяных цен не несет. По его словам, рынок нефти очень волатильный, нестабильный, угадать точно цену на нефть практически невозможно. Сегодня нефть стоит 60 долл. за баррель, а к концу года цена может составить 50 или 70 долл., говорит Саватюгин. Но при любом раскладе, убежден он, даже если цена нефти опустится еще ниже, проблем для экономики не будет. На этот случай в России есть Стабилизационный фонд.
В то же время главный экономист ИК «Тройка Диалог» Евгений Гавриленков считает, что не стоит недооценивать опасность. Если нефть будет стоить ниже 37–38 долл. за баррель, то бюджет становится дефицитным и тогда точно придется прибегать к средствам Стабфонда. Снижение нефтяных цен на мировом рынке до этого критического уровня может иметь опосредованное влияние на российскую экономику. Не исключено, что несколько сократятся инвестиции, замедлятся темпы укрепления рубля и т.п. По мнению экономиста, тенденция к снижению мировых цен на нефть имеет долгосрочный характер. Внимание уделяется не столько краткосрочным факторам, от которых зависит цена на нефть, таким как угроза военных конфликтов, стихийные бедствия и т.п., а фундаментальным. Евгений Гавриленков напомнил, что с начала года деньги стали дороже. Это связано с тем, что в США прекратился рост долларовой денежной массы, аналогичная картина и в странах Евросоюза с единой европейской валютой. Все изменится, если Федеральная резервная система США с нового года снизит ставку рефинансирования, тогда американская экономика возобновит рост, что гарантирует высокие цены на нефть и избавит российский бюджет от угрозы неисполнения.