Главе «ЛУКОЙЛа» Вагиту Алекперову приписали интерес к Mazeikiu Nafta.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Вполне вероятно, что следующим собственником скандально известного литовского НПЗ Mazeikiu Nafta может стать российская компания «ЛУКОЙЛ». В субботу литовская газета Lietuvos rytas со ссылкой на свои источники в Польше сообщила, что польский нефтяной концерн PKN Orlen, несколько месяцев назад выигравший тендер на покупку контрольного пакета акций Mazeikiu Nafta, ведет переговоры о его перепродаже «ЛУКОЙЛу». По сведениям издания, соответствующие переговоры на прошлой неделе провели президент польской компании Игорь Халупец и глава «ЛУКОЙЛа» Вагит Алекперов. Эта новость не стала сенсацией: в последние недели рынок активно обсуждает вероятность отказа PKN Orlen от завершения сделки по покупке литовского НПЗ. В начале сентября Игорь Халупец заявил, что PKN Orlen может отказаться от приобретения Mazeikiu Nafta в том случае, если стоимость литовской компании резко упадет. По условиям сделки, поляки могут заявить об отказе от сделки до 31 декабря. Несмотря на то что PKN Orlen выиграла тендер на покупку НПЗ еще в мае, до сих пор польская компания не представила в Еврокомиссию документы для ее одобрения.
Участники рынка утверждают, что стоимость самого предприятия к возможной его перепродаже отношения не имеет. В дело вмешались другие факторы. До сих пор литовский НПЗ снабжался нефтью через систему «Транснефти», однако после июльской аварии на нефтепроводе «Дружба» поставки из России были прекращены. В результате работа НПЗ была серьезно затруднена. Поляки не смогли обеспечить литовский завод нефтью из Норвегии и Финляндии, хотя прежде PKN Orlen уверенно заявляла о том, что вполне сможет наладить бесперебойный нефтяной поток из альтернативных «нероссийских» источников.
Правда, уже тогда отраслевые эксперты были уверены, что PKN Orlen волей-неволей придется договариваться о поставках с одной из российских НК, вероятнее всего, с «ЛУКОЙЛом». При этом «ЛУКОЙЛ», по всей видимости, не устроила роль политического посредника. Компания воспользовалась подходящим моментом, чтобы уговорить польских хозяев Mazeikiu Nafta перепродать актив. Ранее «ЛУКОЙЛ» наряду с другой российской нефтяной компанией, ТНК-ВР, входил в число основных претендентов на покупку Mazeikiu Nafta, однако из-за нежелания литовских властей отдавать предприятие в руки россиян в итоге актив достался польской компании.
России, безусловно, было жаль потерять этот актив: ведь раньше 53,7% акций литовского предприятия принадлежали ЮКОСу. Именно поэтому большинство политических и экономических оппонентов были склонны воспринимать аварию на «Дружбе» и прекращение нефтяных поставок в Литву как один из инструментов энергетического шантажа. Представители Запада не упускают возможности вменить прекращение поставок нефти в Литву в вину России. Так, на днях спикер палаты представителей Конгресса США Дэннис Хэстерт, находясь с визитом в Вильнюсе, заявил, что «Москва должна отказаться от использования вопросов энергообеспечения в качестве инструмента политической игры», имея в виду прежде всего пострадавшую Mazeikiu Nafta.
По мнению экспертов, в нынешней ситуации перепродажа Mazeikiu Nafta стала бы наилучшим вариантом для поляков. «Теперь уже не имеет большого значения, случайной или неслучайной была авария на «Дружбе». Несмотря на то что польская компания заявляла, что сможет обойтись без российской нефти, очевидно уже, что это не так. Скорее всего поляки решили, что в такой ситуации выгоднее продать актив. И у «ЛУКОЙЛа» хорошие шансы на покупку Mazeikiu Nafta. Конечно, для литовского правительства Россия наименее желательный покупатель, однако речь идет о частной компании, кроме того, не стоит забывать о присутствии в капитале «ЛУКОЙЛа» Conoco Philips. В то же время в случае покупки Mazeikiu Nafta «ЛУКОЙЛом» поставки нефти будут скорее всего осуществляться бесперебойно», – сообщил «НГ» начальник аналитического отдела ФК «Мегатрастойл» Александр Разуваев. По его мнению, польской компании скорее всего удастся перепродать актив без потери в деньгах: за те же без малого полтора миллиарда долларов. «У России не получилось слияние с Arcelor, неизвестно, удастся ли ей войти в международную авиастроительную индустрию (EADS. – «НГ»), так что в случае удачи «ЛУКОЙЛа» для России эта сделка станет победой», – резюмирует Разуваев.