Уже несколько недель Россия живет по новым правилам – Правилам оптового и розничного рынка электроэнергии, которые решением правительства введены с 1 сентября. В первые дни все внимание было приковано именно к оптовому рынку, где начинается постепенная либерализация цен, а с 2007 года продавцы (электростанции) и покупатели (крупные предприятия и энергосбытовые компании) должны будут продавать и покупать не менее 5% электроэнергии по свободным ценам.
Преобразования в розничном секторе пока обсуждаются не так активно. А ведь оптовый и розничный сектор торговли электроэнергией – это единая система, сегменты которой тесно взаимосвязаны. Тем более что основные потребители региональных розничных рынков – предприятия малого и среднего бизнеса и население, на долю которого приходится 10% всей потребляемой в стране электроэнергии. Что принесет им введение новой модели розничного рынка?
Во-первых, в каждом регионе появится «гарантирующий поставщик». Как следует из названия, это энергосбытовая компания, которая гарантирует, что ни один потребитель в зоне ее ответственности не останется без электроэнергии. Теперь в городе могут одновременно работать несколько сбытовых компаний. Но всегда будет одна особая, которая никому и никогда не откажет в заключении договора энергоснабжения. Как отмечает Вячеслав Кравченко, директор Департамента структурной и тарифной политики в естественных монополиях Министерства промышленности и энергетики России, «раньше свобода выбора, непременный атрибут настоящего рынка, лишь декларировалась. В частности, не был отрегулирован механизм перехода потребителя от одного поставщика электричества к другому. Сейчас этот пробел устранен: в правилах четко прописаны возможности потребителя, расторгнувшего договор энергоснабжения с традиционным поставщиком».
Не хочет потребитель работать гарантирующим поставщиком – пожалуйста, может найти другого, который предложит более выгодные условия. Но вернуться можно всегда. Другая важная функция гарантирующего поставщика – «подхватывать» клиентов независимых энергосбытов, если один из них, например, обанкротится (и такое может случиться – рынок есть рынок).
На первом этапе в роли гарантирующих поставщиков будут выступать энергосбытовые компании, входящие в холдинг РАО «ЕЭС России». В дальнейшем предполагается выбирать гарантирующего поставщика на конкурсной основе. Согласно принятому правительством документу, конкурентный отбор гарантирующих поставщиков должен пройти до 1 января 2008 года. Главное условие – годовой уровень продаж компании-претендента должен быть не менее 50 млн. кВт.-ч.
«Перевыборы» гарантирующего поставщика будут проходить раз в три года. Предусмотрена новыми правилами и возможность досрочного конкурса в случае банкротства такой компании. В период, пока новый «гарантирующий поставщик» не выбран, но не дольше 3 месяцев, этот статус присваивается распредсетевой компании, действующей в регионе.
Там, где появляется термин «либерализация», неизменно возникает и вопрос о том, во сколько этот процесс обойдется потребителям. Согласно новым правилам стоимость электроэнергии будет транслироваться в розничный сектор с оптового рынка. Именно в этом, по словам главы РАО «ЕЭС России» Анатолия Чубайса, состоит базовый принцип новой модели рынка, который позволяет выстроить сбалансированную систему торговли электроэнергией.
Гарантирующий поставщик или независимая энергосбытовая компания приобретает электроэнергию на оптовом рынке, частью по регулируемым ценам в рамках двусторонних договоров, частью по свободной цене в результате конкурентных торгов. Конечная цена электроэнергии для потребителя определяется следующим образом: средневзвешенная цена оптового рынка плюс стоимость ее транспортировки и услуг инфраструктурных организаций.
Единственная категория потребителей, на которую это правило не распространяется, – население. В рамках новой модели розничного рынка энергосбытовым компаниям предписано продавать населению только электроэнергию, купленную по регулируемым договорам, то есть по установленному государством тарифу.
Бизнес уже заинтересовался сбытовым сектором энергетики. Лучший тому пример – результаты организованного этим летом аукциона по продаже крупного пакета акций «Ярославской энергосбытовой компании»: в торгах приняло участие шесть претендентов, цена покупки в 2–3 раза превысила начальную цену аукциона.
Полоса подготовлена с использованием материалов РАО «ЕЭС России».