По мнению страховщиков, предприятия нефтехимии и нефтепереработки относятся к высокорисковым объектам.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Этой осенью Госдума может принять во втором чтении закон об обязательном страховании ответственности владельцев (эксплуатирующих субъектов) опасных производственных объектов. Работа над законопроектом началась в 1998 году, но наиболее серьезные подвижки произошли за последние два года. «Закон необходим, об этом говорят еще с момента печального события на Чернобыльской атомной станции. И прежде всего в этом заинтересованы не страховые компании (такое мнение, к сожалению, бытует), а те, кто эксплуатирует объекты, и те, над кем действительно висит угроза возникновения чрезвычайной ситуации и нанесения вреда окружающим», – считает руководитель департамента корпоративных продаж Росгосстраха Максим Элик. Инициатива введения нового вида обязательного страхования принадлежит МЧС, именно представителям этой структуры приходится сталкиваться с последствиями чрезвычайных ситуаций и реально оценивать существующую угрозу окружающим. «Законодательство об обязательном страховании ответственности владельцев опасных объектов присутствует практически на всех континентах, – уточняет начальник управления крупных и федеральных проектов ОСАО «Ингосстрах» Андрей Тараканов. – Это говорит о значимости данного страхования и о повышенном внимании государств к обеспечению защиты в первую очередь населения от различного рода техногенных аварий и связанных с ними катастроф».
У нас в стране до сих пор страхование ответственности владельцев опасных объектов было, по сути, добровольно-принудительным. Закон «О промышленной безопасности» напрямую не заставляет страховать ответственность, тем не менее ни одно предприятие подобного рода не получит лицензию без полиса. Страховые суммы, закрепленные в законе, мизерны, а у страхователей сложилось отношение к такому страхованию как к дополнительному налогу – ведь расходы на него осуществляются из прибыли. Понятно, почему предприятия стремились минимизировать свои расходы на страховку. «Размер минимальных страховых сумм, на которые сейчас страхуется ответственность по Закону «О промышленной безопасности», от 100 тысяч рублей до 7 миллионов рублей. Ни о каком реальном возмещении ущерба при таком уровне страхового покрытия не может быть и речи», – говорит генеральный директор ОАО «Московская страховая компания» Юрий Горбатов. По его словам, социальная значимость нового закона очевидна: с увеличением сумм страхового покрытия государству не придется тратить бюджетные средства на ликвидацию последствий техногенных катастроф, а юридические и физические лица при страховых случаях получат суммы возмещения, более соразмерные причиненному ущербу. Что же касается страхователей – у них появится защита от исков, которые могут разорить не одно предприятие. «Введение в действие закона позволит пострадавшим получить компенсацию в гораздо большем объеме, чем это практикуется сегодня», – убежден директор дирекции развития страхования СК «МАКС» Вячеслав Менцов. Предполагается, что лимит ответственности по рискам ущерба жизни и здоровью физических лиц составит 600 тыс. рублей, по имущественному ущербу – 360 тыс. рублей, по риску изменения условий жизнеобеспечения граждан – 200 тыс. рублей. Лимит ответственности по юридическим лицам составит 500 тыс. рублей.
Очевидно, почему принятие закона продвигается с огромными трудностями: закон слишком сложен и технологичен. «Из главных причин задержки в принятии закона можно выделить необходимость учета механизма его реализации, чтобы он не оказался таким бездействующим в части страхования, как Закон «О безопасности гидротехнических сооружений», – считает Юрий Горбатов. По мнению Андрея Тараканова, продвижение закона затруднено из-за того, что изначально приходится учитывать огромное количество параметров: «Это и разнородность объектов, их состав, порядок определения страховых сумм и т.д. К тому же необходимо учитывать особенности межведомственных взаимоотношений, например, сейчас лицензию на эксплуатацию опасных и пожароопасных объектов выдают разные органы исполнительной власти. Соответственно возникают вопросы, связанные с единообразным учетом объектов и порядком учета пострадавших в случае аварии», – уточняет Андрей Тараканов. Немаловажно, по его словам, определиться, какой орган исполнительной власти и в какой форме будет выдавать акт для признания случая страховым. Другая сложность – привлечение экспертных организаций для определения – размера вероятностного ущерба, а соответственно размера страховых сумм для целей страхования. Для этого нужен точный перечень экспертных организаций, порядок их отбора, определенный дополнительным нормативным актом в рамках федерального закона. «Принятие подзаконного акта потребуется также для определения владельцев бесхозяйных объектов. Это в первую очередь касается брошенных гидротехнических сооружений, которые при этом не перестают выполнять свои защитные функции», – уточняет Андрей Тараканов.
Немало вопросов еще возникает в связи с тарифами и коэффициентами. «Базовые тарифы и поправочные коэффициенты должны учитывать опыт страхования в рамках Закона «О промышленной безопасности». Сложнее тарификация в отношении новейших технологий, по которым еще нет наработанных методик оценки рисков и статистики аварий», – считает Юрий Горбатов. По мнению Вячеслава Менцова, здесь учитывается опыт добровольного страхования, привлекаются те разработки, которые были сделаны НИИ Ростехнадзора, НИИ МЧС, а также опыт западных страховых компаний. «В ближайшие несколько недель эта работа будет завершена», – считает Вячеслав Менцов.
Что же касается критериев, по которым предприятие можно отнести к опасным, то, по мнению экспертов, в новом законопроекте эта часть достаточно проработана. «Принципиально вопрос о перечне опасных объектов на сегодняшний день решен, за базу принят перечень лицензируемых сегодня опасных объектов в соответствии с действующим сейчас законом о промышленной безопасности с некоторыми добавлениями», – говорит Максим Элик. Напомним, что к опасным объектам в законопроекте отнесены автозаправочные и газонаполнительные станции, базы хранения горюче-смазочных веществ, а также производственные объекты, на которых осуществляются операции с опасными веществами, производится расплав металлов или используется оборудование, работающее под высоким давлением или при температуре более 115 градусов. К ним же относятся объекты, на которых ведутся горные работы, а также гидротехнические сооружения.
Крупнейшие страховщики (без учета ОМС и входящего перестрахования) в I полугодии 2006 г.
№ | Компания | Премии на 01.07.06, млн. руб | Выплаты, млн. руб. | Выплаты/ премии, % | Кол-во договоров, тыс. шт. | Страховая сумма, млрд. руб |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | Росгосстрах | 21 184,5 | 9565,8 | 45,2 | 10 860,3 | 3598,0 |
2 | Ингосстрах | 14 847,0 | 5847,7 | 39,4 | 1105,1 | 6303,3 |
3 | СОГАЗ | 14 646,4 | 4493,0 | 30,7 | 300,9 | 3438,8 |
4 | РЕСО-Гарантия | 10 717,3 | 4609,3 | 43,0 | 1485,7 | 1638,7 |
5 | РОСНО | 9921,4 | 2866,3 | 28,9 | 1 154,6 | 5929,1 |
6 | ВСК | 7113,9 | 2433,3 | 34,2 | 986,6 | 2537,4 |
7 | Жасо | 5462,5 | 1894,2 | 34,7 | 9039,4 | 3435,8 |
8 | Уралсиб | 5083,7 | 2283,0 | 44,9 | 821,3 | 457,6 |
9 | СГ КапиталЪ | 5078,3 | 619,7 | 12,2 | 38,9 | 1474,2 |
10 | Согласие | 4964,3 | 1395,7 | 28,1 | 405,4 | 853,6 |
Источник: РБК