Некрупный ущерб от аварии вскоре можно будет возместить без участия милиции.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Через два года попавшие в аварию владельцы автомобиля смогут возмещать в страховых компаниях понесенные ими убытки без предоставления справки из ГИБДД, процесс получения которой занимает от нескольких дней до нескольких месяцев. С 2008 года в России будет введена упрощенная процедура урегулирования убытков по автострахованию (ОСАГО) в размере до 25 тыс. руб. без вызова представителя ГИБДД. Как сообщил на днях вице-премьер Александр Жуков, правительство поддерживает разработанные Минфином соответствующие поправки к закону об ОСАГО. Это не единственное послабление, которое ждет автомобилистов. «Мы также поддерживаем предоставление возможности страхователям по ОСАГО обращаться за возмещением ущерба в свою страховую компанию, а не в компанию виновника ДТП», – отметил Жуков в ходе общего собрания Российского союза автостраховщиков (РСА).
Обе инициативы поддерживают и представители ГИБДД. Как заявил в пятницу начальник управления правового регулирования департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России Владимир Кузин, «мы поддерживаем переход на упрощенную процедуру оформления ДТП и прямое урегулирование убытков. Это позволит решить проблему пробок на дорогах и очередей в группе разбора».
Не секрет, что, столкнувшись с необходимостью потратить много времени на общение с милицией, многие попавшие в ДТП автовладельцы предпочитают не связываться с возмещением небольшого ущерба, ремонтируя полученные повреждения за свой счет. В случае, если для получения страховых выплат справка из ГИБДД больше не будет нужна, часть из них попытается возместить ущерб в страховых компаниях, что увеличит расходы последних.
Поэтому не случайно, что российские страховщики не рады инициативе правительства. Они предлагают развести во времени введение прямого урегулирования убытков и упрощенной системы оформления ДТП. Первостепенным, по мнению страховщиков, является запуск прямого урегулирования убытков в своей страховой компании, на котором можно будет отладить механизм работы. И лишь через год-полтора, по их мнению, можно будет вводить упрощенное возмещение ущерба от аварии. «Одновременное введение двух инициатив, которые приведут к замене уже существующего алгоритма, может вызвать хаос, – считает заместитель гендиректора страховой компании «ГУТА-Страхование» Павел Башнин. – С точки зрения потребителя, обе инициативы заметно упрощают процесс возмещения по страховому случаю. Однако с точки зрения бизнеса мы ожидаем роста количества мошенничеств, которые и так имеют место быть». По словам Павла Башнина, вызов сотрудника ГИБДД на место аварии и получение справок из автоинспекции составляет один из барьеров для оформления фиктивных документов на возмещение ущерба. Согласно данным ГИБДД, число регистрируемых с причинением имущественного ущерба выросло за 3 года реализации ОСАГО более чем в 3 раза до 1,67 млн. в 2005 году, а за первое полугодие 2006 года был зафиксирован более 1 млн. таких ДТП.
По словам другого страховщика, попросившего не раскрывать его имени, «человеческий фактор есть и в ГИБДД, но все-таки ответственность госслужащего выше, чем сотрудника страховой компании». Иными словами, страховщики боятся, что мошенничать будут их собственные сотрудники. Согласно поправкам, вместо инспектора ГИБДД на место аварии будет выезжать и оценивать ущерб сотрудник страховой компании, с которым предприимчивые автомобилисты могут попытаться «договориться на месте». Нельзя также не учитывать, что вызов сотрудника компании для оценки ущерба взамен инспектора ГИБДД еще больше увеличит расходы компаний – ведь вызов «страховщика» на место ДТП повлечет для компании дополнительные расходы.