Вчера Международный валютный фонд (МВФ) повысил прогноз роста ВВП для России на этот и следующий год с 6,1% и 5,8% до 6,5%. Сделано это было, правда, с некоторой оговоркой. Как отметила заместитель директора-распорядителя МВФ Энн Крюгер, экономический рост в России в краткосрочной перспективе остается прочным, однако при этом в стране достаточно высокие риски увеличения инфляции. Прогноз МВФ совпал по времени с аналогичным заявлением вице-премьера Александра Жукова. Вчера он заявил, что экономика в этом году выросла на 6,5% и по итогам года ниже этой отметки рост ВВП не опустится. Вообще же, отметил Жуков, темпы экономического роста в стране в ближайшие годы составят не менее 6% в год. В отличие от МВФ вице-премьер рассчитывает на дальнейшее снижение инфляции. Кроме того, по его словам, экономика будет расти преимущественно за счет внутренних, а не внешних факторов. Иными словами, по мнению Жукова, зависимость страны от нефтедолларов постепенно будет ослабевать. «НГ» попыталась выяснить, насколько оправданно это ожидание Жукова.
Отметим, что до сих пор высокие темпы роста ВВП, по данным Росстата, обеспечивались либо ростом цен на энергоресурсы и другое сырье, либо ростом торговли и сферы услуг. Причем объемы торговли увеличивались за счет импортных поставок. Директор Центра макроэкономических исследований БДО «Юникон» Елена Матросова отмечает, что, по итогам первого полугодия, Россия экспортировала в физических объемах на 7,8% больше товаров, чем год назад, прирост экспорта оказался значительно меньше, чем в предыдущие годы, при этом импортировала на 25% больше, чем годом ранее. По мнению Матросовой, в ближайшее время рост доходов населения вызовет настоящий бум в сфере торговли, ритэйла, связи и транспорта, что соответствует ожиданиям Александра Жукова.
В то же время нельзя забывать, что доходы населения также увеличиваются во многом благодаря притоку нефтедолларов, и это нельзя не учитывать, говоря о росте экономики за счет внутренних ресурсов. По словам старшего экономиста «Уралсиба» Владимира Тихомирова, по своей структуре экономический рост в конечном счете все равно завязан на сверхдоходы от экспорта продуктов российского ТЭКа. «Сейчас в сырьевом секторе действительно наметилась тенденция к сокращению темпов роста в физических объемах, что вызвано недостатком экспортных мощностей. Однако не стоит забывать, что основным источником доходов страны по-прежнему остаются нефтедоллары. При этом налоговая система устроена таким образом, что фактически вся сверхприбыль от экспорта сырья уходит в федеральный бюджет, где происходит дальнейшее перераспределение доходов, в том числе на другие отрасли и на финансирование зарплат бюджетной сферы. Это, в свою очередь, способствует увеличению потребительского спроса, который влияет на бурный рост несырьевого сектора», – сообщил Тихомиров «НГ». По его мнению, если цены на нефть резко упадут до 25–30 долл. за баррель и продержатся на таком уровне в течение нескольких лет, то в стране может случиться кризис. «Говорить о том, что российская экономика стала конкурентоспособной вне сырья, пока рано. Пока что сырьевой сектор остается единственной конкурентоспособной отраслью», – резюмирует свои выводы эксперт.
Фактически получается, что, когда чиновники говорят о снижении роли в росте российского ВВП таких внешних факторов, как увеличение цен на нефть, их слова не следует возводить в абсолют. На практике прямое влияние внешних факторов заменяется опосредованным. В целом же благосостояние России еще долго будет зависеть от экспорта сырья.