Вчера Международный валютный фонд (МВФ) распространил очередной пугающий доклад об угрозах замедления темпов роста мировой экономики. Эксперты МВФ отмечают, что высокие процентные ставки, постоянно растущие цены на нефть и другое сырье, а также замедление темпов хозяйственного роста США могут спровоцировать глобальный спад в мировой экономике, который ударит по развивающимся финансовым рынкам, причем последствия будут более серьезные, чем в мае-июне этого года. Напомним, что к числу развивающихся относится и российский рынок, который в мае-июне рухнул почти в полтора раза – индекс РТС снизился с почти 1800 до 1200 пунктов. «НГ» попыталась выяснить степень угрозы нового обвала для российского фондового рынка.
Пессимистический прогноз МВФ совпал с длившимся неделю снижением российского фондового рынка. Несмотря на то что вчера к середине дня индекс РТС прибавил к предыдущему дню чуть менее четверти процента, за неделю в целом он упал более чем на 5%. В основе его падения лежит продолжающееся вторую неделю снижение мировых цен на нефть, потянувшее вниз котировки компаний нефтегазового сектора. Большая доля компаний энергетического сектора оказывает определяющее влияние на российский фондовый рынок. В данном случае оно оказалось негативным, в случае же роста цен на нефть, пусть даже он приведет к падению мировых фондовых индексов, российский рынок, наоборот, выиграет. Во всяком случае, так считают отечественные эксперты.
«Безусловно, на некоторые развивающиеся рынки удорожание энергоресурсов может оказать негативное влияние. Однако к российским финансовым рынкам это относится в меньшей степени. Вспомните, даже в мае-июне, когда на российских биржах происходило значительное снижение на фоне масштабной коррекции после годового роста, ЦБ не начал продавать валюту, а, напротив, покупал ее. Кроме того, статистика по второму кварталу продемонстрировала, что за апрель-июль приток капитала в Россию составил 20 млрд. долларов, при том, что падение рынков происходило именно в этот период», – отмечает старший экономист ИБ «Траст» Евгений Надоршин. «Эти данные говорят о том, что в отличие от других развивающихся рынков российская экономика в меньшей степени зависит от внешних заимствований», – рассуждает эксперт. По мнению Надоршина, рост процентных ставок и замедление развития американской экономики, конечно, отразятся на российском фондовом рынке, однако это будет «более мягкий переход по сравнению с другими развивающимися финансовыми рынками». «Укрепление рубля поможет российскому рынку в обозримом будущем избежать стрессов. Глобальный спад мировой экономики не коснется России и в следующем году: нас поддержат большие предвыборные госрасходы», – считает экономист. Между тем ведущий аналитик ИК «ФИНАМ» Ольга Беленькая также полагает, что России стоит бояться не дорогой нефти, а Америки. «Учитывая, что российский финансовый рынок представлен в основном сырьевыми игроками, рост цен на нефть и другое сырье оказывает на наши фондовые биржи положительное влияние. Однако этот позитивный эффект может нивелироваться возможным резким снижением мирового экономического роста», – отметила эксперт в беседе с «НГ». «Сейчас действительно существует риск замедления роста мировой экономики, и основной риск здесь представляет существенное торможение роста американской экономики. Правда, на данный момент вероятность рецессии оценивается как невысокая, но в случае реализации экстремально-негативного сценария развивающиеся рынки действительно могут обвалиться», – подчеркивает Беленькая.
В то же время аналитик ИК «Проспект» Олег Сальманов настроен более пессимистично. «Растущие цены на нефть оказывают локальный положительный эффект на состояние российского фондового рынка, однако в долгосрочной перспективе рынок отражает общее состояние экономики России, а это не только нефть. Если в ближайший год рынок может вырасти на 80%, то в течение ближайших нескольких лет все будет зависеть от макроэкономических факторов, состояния мировой экономики в целом и российской – в частности», – сообщил Сальманов «НГ». По его мнению, «если не случится обвала мировых цен на энергоносители и каких-то негативных событий в мировой экономике, то к концу года мы вполне можем обновить максимумы, которых достигли в мае».