В скором времени в России будет создан институт частных судебных приставов. Он станет альтернативой системе государственных судебных приставов, которые не справляются с возложенными на них обязанностями. Его создание предусматривает одобренная вчера правительством федеральная целевая программа развития судебной системы до 2011 года.
Известно, что сегодня 48% судебных решений из-за загруженности и коррумпированности судебных приставов остаются на бумаге. Тем самым, признает директор правового департамента МЭРТа Николай Попов, дискредитируется сам смысл судебной реформы. По его словам, рейтинг системы правосудия в российском обществе в настоящее время находится на скандально низком уровне. Согласно исследованию, проведенному по заказу Верховного суда, судебной системе доверяют лишь 19% населения страны, в то время как не доверяют 33%.
Получается, что первая пятилетка судебной реформы в рамках реализации федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России» на 2002–2006 годы оказалась проваленной. Более 44 млрд. руб. не принесли желаемого результата. Чиновники МЭРТа, подготовившие вторую ФЦП на 2007–2011 годы, которая была рассмотрена и одобрена на вчерашнем заседании кабинетом министров, считают дело поправимым. На первом этапе упор был сделан на повышение зарплаты судей. На это было потрачено 75% бюджетных средств. Причем план был перевыполнен более чем в два раза – ставили задачу поднять среднюю зарплату судьи до 28 тыс. руб., по факту же получилось 59,2 тыс. руб. Теперь же приоритеты изменятся. Деньги в объеме 48,4 млрд. руб. пойдут на создание без малого 90 тыс. автоматизированных рабочих мест, на капитальное строительство, обеспечение жильем служителей Фемиды и т.п.
Николай Попов отметил, что одним из ожидаемых результатов реализации ФЦП должно стать существенное повышение уровня исполнения судебных решений – до 80%. Очевидно, что многое здесь зависит от службы судебных приставов, работу которых сейчас нельзя считать эффективной. Низкая зарплата в этих структурах обуславливает текучку кадров, непрофессионализм, коррупцию, недобросовестность. Всему этому есть объективные объяснения. Реалии таковы, что судебный пристав одновременно ведет по 600, 800 и даже более 1 тыс. дел по исполнению судебных решений.
Однако новая ФЦП не ставит перед собой цель поднять зарплату приставов до престижного уровня, чтобы как минимум закрыть кадровые прорехи. В правительстве считают целесообразным введение неких альтернативных возможностей. Под этим подразумевается появление частных судебных приставов. Николай Попов ссылается на мировой опыт, приводя для примера Францию, где исполнение судебных решений осуществляют исключительно частные структуры. В некоторых других странах действуют государственные и частные приставы. Именно эту модель и попытаются приживить на российскую почву. По словам Николая Попова, такой законопроект уже разрабатывается.