Российские автомобили не выдерживают конкуренции даже на внутреннем рынке.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Все больше россиян предпочитают российским автомобилям более надежные и престижные иномарки. Как следует из обнародованных на днях заместителем министра промышленности и энергетики Андреем Реусом данных, в первом полугодии доля отечественных автомобилей по сравнению с тем же периодом прошлого года снизилась более чем на 5% – с 48% до 42,9%. Их место все увереннее занимают новые иномарки зарубежной и отечественной сборки. Доля первых на рынке выросла с 26% до 33,8%, вторых – с 9% до 12%.
В целом же рынок за первое полугодие вырос на 15,6%, и, судя по всему, его рост и дальше продолжится столь же стремительными темпами. По прогнозам Реуса, к 2010 году объем продаж легковушек возрастет на 1 млн. штук в год. – до 2,7 млн. При этом в стоимостном выражении продажи вырастут с нынешних 25 млрд. долл. до 30 млрд. долл. в год.
По данным Минпромэнерго, несмотря на то что доходы россиян растут на 15–20% в год, покупать они по-прежнему предпочитают автомобили эконом-класса. 46% продаж приходится на автомобили в ценовом диапазоне от 5 тыс. до 10 тыс. долл. Доля автомобилей стоимостью 25–35 тыс. долл. колеблется в пределах 2,5–3,5%, а на иномарки класса «люкс» по цене дороже 35 тыс. долл. приходится всего 1,3% продаж.
По прогнозам специалистов, в ближайшие годы иномарки продолжат теснить отечественные автомобили. При этом возрастет доля зарубежных производителей, которые сейчас строят свои заводы в России. «Рынок российских легковых машин будет расти в абсолютных цифрах, однако темпы его роста будут отставать от темпов роста рынка, поэтому доля российского автопрома будет со временем только сокращаться. Не стоит забывать и о том, что эффективность режима промышленной сборки заработала еще не в полную силу, потому что большинство производителей только начали строительство своих заводов в России. Со временем доля иномарок российской сборки будет стремительно расти», – сообщил «НГ» аналитик ИК «Тройка Диалог» Гайрат Салимов. По словам эксперта инвесткомпании «Проспект» Дмитрия Парфенова, новинки отечественного автопрома вряд ли станут популярнее иностранных автомобилей, в первую очередь потому, что для разработки новых качественных моделей в России не хватает ни специалистов, ни технологий. «Если государство инициирует сам процесс и обеспечит его функционирование, например, выставит что-то вроде государственного заказа на народный автомобиль российского производства, то реализовать это будет возможно. Но в сегодняшнем виде производители авто – потенциальные кандидаты на сборочную кооперацию и покупку готовых решений», – считает Парфенов.