Промышленность все сильнее ощущает на себе последствия продолжающегося укрепления рубля. Согласно обнародованным на днях данным Института экономики переходного периода (ИЭПП), в августе было отмечено очередное снижение спроса на продукцию отечественных предприятий. В свою очередь, МЭРТ констатировал, что в июне–июле промышленное производство оказалось в стагнации. В июле промышленное производство выросло всего на 2,9% по сравнению с июлем прошлого года, в то время как в целом в январе–июле такой прирост к соответствующему периоду прошлого года в полтора раза больше – 4,2%. Отечественным товарам все тяжелее конкурировать с импортом, и виноват в этом укрепляющийся рубль. Судя по всему, такая тенденция получит дальнейшее развитие, так как финансовые власти страны – Минфин и Центробанк – в решении задачи, что важнее – укрепление рубля или борьба с инфляцией, отдают предпочтение борьбе с ростом цен.
Не смогла поколебать уверенность ЦБ и Минфина в правоте такого курса и состоявшаяся 10 дней назад встреча президента России Владимира Путина с министром финансов Алексеем Кудриным, на которой глава государства обратил внимание министра на то, что «укрепление рубля может стать критическим для нашего народного хозяйства уже в этом году». Министр пообещал бороться с укреплением рубля, но дальше обещаний пока его действия не пошли. Более вызывающе себя повел Центробанк. На днях он представил в Госдуму проект основных направлений денежно-кредитной политики, который допускает в следующем году укрепление рубля в пределах от 0 до 10%. Отметим, что этот документ готовится и представляется в Госдуму в связке с проектом бюджета на следующий год, и, судя по всему, Минфин согласен с этими ориентировками.
Финансовые власти страны осознают губительность дальнейшего укрепления рубля для российской экономики. Не случайно на приеме у президента Кудрин сообщил, что, по его оценке, объем импорта в Россию в следующем году повысится на 27%. В то же время роста инфляции они боятся значительно больше, чем укрепления рубля. Очевидно, что население более болезненно реагирует на рост цен, чем на ухудшение промышленных показателей. ЦБ мог бы резко увеличить скупку валюты, что привело бы к снижению курса рубля и росту конкурентоспособности отечественных товаров. Параллельно Минфин мог бы увеличить государственные расходы, что также способствовало приливу рублей в экономику и ослаблению курса национальной валюты. Правда, одновременно массированный выброс на рынок рублей вызвал бы новый всплеск инфляции. А это в предвыборный 2007 год было бы в итоге расценено как большее преступление перед партией власти, чем снижение промышленных показателей. Поэтому не желающие своей отставки Алексей Кудрин и глава Центробанка Сергей Игнатьев на словах борются одновременно и с укреплением рубля, и с инфляцией, а на деле – только с инфляцией.
В такой ситуации руководителям промышленных предприятий приходится рассчитывать только на финансовую поддержку инвесторов, которая позволит восстановить конкурентоспособность путем модернизации производства. «Если сохранятся высокие темпы укрепления рубля и опережающий рост производственных издержек, есть риск, что некоторые ключевые сектора отечественной промышленности, например, машиностроение, окажутся на грани выживания. Поэтому сейчас, при уникально благоприятных макроэкономических условиях, необходимы инвестиции в модернизацию производства – особенно это относится к секторам с наибольшим потенциалом конкурентоспособности на мировом рынке и к отраслям, которые государство считает стратегически важными», – считает аналитик ИК «ФИНАМ» Ольга Беленькая.