0
966
Газета Экономика Интернет-версия

24.08.2006 00:00:00

Сверхдоходы из ржавчины

Тэги: нефтепровод, нефть, ремонт


нефтепровод, нефть, ремонт Глава «Транснефти» Семен Вайншток уверен в прочности российских нефтепроводов.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

В ближайшее десятилетие Россия может рассчитывать на рост сверхдоходов от экспорта нефти. Его спровоцирует увеличение затрат ведущих нефтяных компаний на восстановление выходящих из строя нефтепроводов, а также возможное сокращение поставок нефти из-за их ремонта. Правда, при условии, что экспорт не снизится из-за выбывания из строя российских нефтепроводов. Согласно обнародованному вчера агентством Bloomberg исследованию, трубопроводные системы США и Европы изношены и требуют срочного ремонта. По словам аналитика Barclays Capital Кевина Норриша, затраты на восстановление нефтепроводов в ближайшие 10 лет будут расти, что приведет к подорожанию нефти к 2015 году до 93 долл. за баррель. Поводом для такого прогноза стала произошедшая неделю назад авария на нефтепроводе British Petroleum, в результате которой были временно прекращены поставки нефти с самого большого американского месторождения нефти на Аляске, а перед компанией замаячила угроза предъявления ей крупных штрафных санкций. По мнению западных экспертов, инцидент с ВР – лишь первый тревожный сигнал. Общее состояние трубопроводных систем во всем мире близко к критическому. В обзоре Bloomberg отмечается, что в среднем проектный срок жизни трубопровода составляет 25 лет, при этом средний возраст действующих трубопроводов в США достигает 50 лет. В Северной Европе также большинство объектов нефтяной инфраструктуры строилось в 1970-х годах и требует капитального ремонта. «Сейчас они достигли определенного возраста, стали непрочными, и их уже нельзя серьезно загружать», – приводит Bloom-berg cлова аналитика Societe Gene-rale Деборы Уайт.

Отметим, что с проблемой удорожания нефти из-за выхода из строя нефтепровода уже столкнулась Литва. В конце июля из-за аварии было закрыто на ремонт ведущее на литовский нефтеперерабатывающий завод Mazeiku Nafta ответвление от магистрального нефтепровода «Дружба», по которому российская нефть поставляется в Европу. В результате сейчас нефть на это предприятие поставляется танкерами по морю, что делает каждый баррель дороже на 8 долл., чем раньше. Правда, аналитики в этом ремонте усматривают месть российских властей за решение литовских властей продать Mazeiku Nafta польской PKN Orlen, а не одной из российских компаний.

Как бы то ни было, этот ремонт дал повод задуматься о том, насколько жизнеспособна российская трубопроводная система, возраст большей части которой также исчисляется не одним десятком лет. В частности, нефтепровод «Дружба» строился в 1960–1964 годах. «Транснефть» ежегодно тратит на ремонт трубопроводов до 1,2 млрд. долл., ежегодно заменяя от 600 до 1000 км труб. На общее же обновление инфраструктуры российских трубопроводов понадобится не менее 30 лет, однако российские аналитики считают, что запас времени у России еще есть.

«Транснефть» поддерживает свою систему в хорошем состоянии, и ситуация с «Дружбой» в данном случае не показатель: авария может случиться всегда. Кроме того, нужно помнить, что, если понадобится экстренное обновление трубопроводов, «Транснефть» всегда может занять достаточные для модернизации средства за рубежом или, например, поднять тарифы. Однако пока я не вижу серьезных оснований для беспокойства», – отметил в беседе с «НГ» начальник аналитического отдела ФК «Мегатрастойл» Александр Разуваев. Поэтому сейчас проблемы зарубежных нефтяных компаний с выходом из строя у них нефтепроводов России только на руку: отечественные нефтяники могут диверсифицировать свои экспортные поставки и заполнить лакуны, которые возникнут из-за сбоев в нефтяном транзите в других странах.

«В мире наблюдается тенденция избыточного инвестирования в ритэйл и сокращение инвестиций в добычу, разведку и транспортировку. При этом потребление нефти увеличивается, а новые месторождения не разрабатываются, поскольку разведка новых месторождений – процесс трудозатратный и дорогой. Такой «ритэйловый» перекос стал причиной снижения инвестиций в транспортные нефтепроводные сети во всем мире. Однако на фоне роста цен на нефть у той же «Транснефти» появилось достаточно средств для модернизации, в которой она нуждается, поскольку не секрет, что нефтепроводная система в России уже достаточно сильно изношена», – отметила в беседе с корреспондентом «НГ» аналитик брокерского дома «Открытие» Наталья Мильчакова.

Правда, отметим, что основной маршрут того же нефтепровода «Дружба» пролегает через Украину, где износ мощностей близок к критическому. Однако принципиальность украинских властей в охране экологии на порядок ниже, чем на Аляске, надолго перекрывать нефтепровод из-за аварий они пока что не пытались. Учитывая важность доходов от транзита российской нефти для украинского бюджета, аналитики полагают, что Киев и дальше будет проводить такую линию. Поэтому серьезно опасаться сокращения экспорта из-за проблем с нефтепроводами на Украине российским нефтяникам пока что не стоит.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1272
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
809
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
569
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
805

Другие новости