Эдуард Ребгун решил изгнать из ЮКОСа противников банкротства.
Фото Евгения Зуева (НГ-фото)
Банкротство ЮКОСа набирает обороты. В пятницу по инициативе конкурсного управляющего Эдуарда Ребгуна собрание акционеров Yukos Finance отстранило от должности двух топ-менеджеров компании – Дэвида Годфри и Брюса Мизамора. Несколькими часами ранее 9-й Арбитражный апелляционный суд города Москвы снизил сумму требований одного из главных кредиторов компании – Федеральной налоговой службы (ФНС) – на 42 млрд. руб.
Отстранение от должности Мизамора и Годфри было вполне предсказуемым. Топ-менеджеры сохранили лояльность владельцам ЮКОСа, что не устраивало конкурсного управляющего. Ребгун обвинил Мизамора и Годфри в том, что топ-менеджеры за его спиной ведут переговоры о продаже находящихся на балансе Yukos Finance иностранных активов ЮКОСа, и с разрешения голландского суда контролируемое конкурсным управляющим собрание акционеров Yukos Finance утвердило их отставку. «Они вели переговоры, а я был полностью отстранен от них и информации. Я считал, что это недопустимо, поэтому принял такое решение – о смене руководства», – заявил Эудард Ребгун. Поскольку акции литовского НПЗ Mazeiku Nafta уже проданы и вырученные от них средства находятся под арестом суда вне компетенции Yukos Finance, речь идет, вероятнее всего, о 49% словацкой трубопроводной компании Transpetrol. Владельцы ЮКОСа между тем заявили, что считают решение собрания акционеров Yukos Finance незаконным.
«Зарубежные активы ЮКОСа гораздо труднее контролировать, чем российские, поэтому неудивительно, что Ребгун решил уволить Мизамора и Годфри, чтобы пресечь закулисные переговоры», – так прокомментировал «НГ» это событие начальник аналитического отдела ФК «Мегатрастойл» Александр Разуваев.
Увольнение Мизамора и Годфри несколько затмило по значимости решение суда снизить требования ФНС к ЮКОСу с 353,8 млрд. до 311,8 млрд. руб. Напомним, что одним из обоснований суда при принятии решения о банкротстве ЮКОСа стало превышение на 0,6 млрд. долл. пассивов компании над ее активами. При этом основной причиной стала неспособность ЮКОСа погасить задолженность в установленные законом сроки за счет текущих доходов. Снятие претензий ФНС на сумму почти 1,5 млрд. долл. устраняло лишь один из пунктов обоснования банкротства, поэтому ничем особо владельцам ЮКОСа помочь не могло.
«Суды часто прощают штрафы и пени, при том что основная сумма налоговых претензий остается неизменной, – отмечает Разуваев. – Однако решение арбитражного суда вовсе не свидетельство изменения политики государства по отношению к ЮКОСу. Об этом косвенно говорят и последние сообщения о том, что «Газпром» собирается передать «Газпромнефти» несколько своих месторождений, что свидетельствует о намерении газовой компании превратить «Газпромнефть» в серьезный нефтяной актив с возможным выходом на IPO. Однако для этого компании потребуются 20% акций «Газпромнефти», до сих пор принадлежащие ЮКОСу».
Управлящий партнер «ВЕГАС-ЛЕКС» Альберт Еганян также считает, что повернуть процедуру банкротства вспять лишь на основании увеличившихся свободных средств ЮКОСу не удастся. По его словам, «единственной возможностью была апелляция к решению о начале банкротства, к которой ЮКОС и так уже прибег».