Последнюю неделю рынок будоражат известия со ссылкой на близкие к руководству «Северстали» источники о намерении компании провести в конце 2006 – начале 2007 года первичное размещение акций – IPO. Последнее сообщение такого рода с указанием параметров размещения попало на ленты информагентств в минувшую пятницу. Несмотря на то что представители компании не комментируют эту информацию и, даже наоборот, утверждают, что появившиеся в прессе параметры предстоящего IPO слухи, а сам процесс находится в стадии обсуждения, аналитики и участники рынка ждут первичного размещения акций «Северстали». Между тем, как выяснила «НГ», если в предыдущие годы покупка акций в ходе IPO, как правило, была всегда делом прибыльным, в последнее время участвующие в IPO инвесторы все чаще несут убытки, что ставит под вопрос успешность предстоящих первичных размещений акций. Инвесторы все чаще убеждаются, что в ходе IPO они сильно переплачивают, и не спешат участвовать в новых первичных размещениях. Многих отрезвило почти 20%-ное майское падение отечественного фондового рынка. Даже в условиях постоянно растущего рынка IPO бывают не всегда выгодны для инвестора, примером чему может служить прошедшее в октябре 2004 года на Нью-Йоркской фондовой бирже размещение стальной группы «Мечел». Несмотря на то что за прошедшее время российский фондовый рынок вырос в 2,5 раза, бумаги компании почти не подорожали (см. табл.). Если уж на фоне растущего рынка IPO не всегда прибыльны, то на падающем и стагнирующем рынке участие в первичном размещении акций становится еще более рискованным.
Опыт последнего «удачного» IPO – «Роснефти» – не должен вводить инвесторов в заблуждение. Во-первых, акции компании были полностью размещены на границе максимально объявленной цены благодаря привлечению к этому мероприятию госресурса, с помощью которого ряду крупных инвесторов было рекомендовано поучаствовать в IPO. Во вторых, даже несмотря на сохраняющуюся первый месяц после размещения поддержку курса акций со стороны банков – организаторов IPO, акции «Роснефти» все равно подешевели, а инвесторы понесли потери. Так что успешным это IPO пока что можно признать только для самой «Роснефти», привлекшей с рынка необходимые ей ресурсы.
По словам старшего экономиста ФК «Уралсиб» Владимира Тихомирова, в этом году пыл желающих выйти на мировой фондовый рынок у российских участников поубавится. «По крайней мере, количество заявленных участников существенно снизится», – уверен аналитик.
Пока сложно подсчитать, сколько именно компаний вынуждены были либо совсем отказаться от IPO, либо перенести его сроки. Наиболее яркий пример – ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат» (ММК), который собирался в начале июля этого года разместить 2% своих акций на ММВБ по цене не ниже 0,7 долл. за акцию. Майский кризис и предварительная стоимость (0,685–0,695 долл. за 1 акцию) так напугали руководство ММК, что оно решило перенести сроки IPO на неопределенное время. Примеру «Магнитки» последовали также торговый дом «Копейка» и угольная компания «Белон», которые решили не испытывать судьбу и перенесли свои IPO «до лучших времен».
Те же компании, которые все-таки выходят на IPO, вынуждены корректировать свои планы: они либо соглашаются на более низкую стоимость акций, либо снижают пакет, предлагаемый на продажу. В частности, холдинг «СТС Media Inc.» перед своим июньским IPO вынужден был понизить ценовой диапазон акций с 16–18 долл. до 13,5–15,5 долл. за штуку и сократить объем размещения с 29,4 млн. до 24,7 млн. акций. В результате CTC разместил свои акции на американской бирже NASDAQ по средней цене 14,5 долл. за штуку, потеряв тем самым только на курсовой стоимости порядка 15% от первоначально запланированной суммы.
Выход компании на фондовый рынок вовсе не гарантирует безусловного успеха не только ее инвесторам, но и самой компании. Согласно июньскому исследованию компании «БДО-Юникон», большинству компании в результате IPO удалось существенно повысить собственную капитализацию. Однако не обошлось и без провалов, львиная часть которых пришлась именно на текущий год. После IPO снизилась рыночная капитализация таких участников, как ОАО «Комстар-ОТС» (с 3,03 млрд. долл. на момент размещения до 2,34 млрд.), ОАО «Верофарм» (с 280 млн. долл. до 250 млн.), ОАО «Магнит» (1,9 млрд. против 1,5 млрд.), ОАО «Черкизово» (904 млн. и 728 млн. долл. соответственно). Акции же большинства остальных компаний послушно движутся вслед за рынком, переживающим сегодня далеко не лучшие времена. По словам директора по финансовому консалтингу компании «БДО Юникон» Юлии Жигулиной, динамика российского фондового рынка во многом определяется глобальными игроками, которые действуют на рынках развивающихся стран, прежде всего в Латинской Америке, Восточной Европе и Азии. «Движение российских фондовых индексов синхронно повторяет рост или падение рынков Бразилии, Турции, Чехии. Малайзии, – отмечает эксперт. – Корреляция на месячных значениях достигает 0,7–0,9%».
По мнению Владимира Тихомирова, сегодня, как никогда раньше, проявляются все «плюсы» и «минусы» выхода компаний на IPO. «Главный смысл проведения этой акции – привлечение капитала: несмотря на все сопутствующие расходы, это все-таки дешевле, чем брать кредит в каком-либо банке, – говорит аналитик. – Но есть и подводные камни, главным из которых является рост издержек: вы вынуждены предоставлять финансовую отчетность по более широким показателям, а для этого надо увеличивать штат сотрудников и соответственно собственные расходы. Кроме того, серьезно замедляется процесс принятия решений – вы «открываете» свои дела и во многом вынуждены считаться с мнением акционеров». Так что сегодня желающим выпустить свои бумаги на всеобщее обозрение нужно быть осторожнее – вероятность «поскользнуться» пока еще очень велика.
IPO российских компанийЭмитент | Дата размещ. | Процент IPO (доля в УК) | Цена размещения, долл. США | Объем IPO, млн. долл. США | Рыночная капитализация, млн. долл. США | Сектор | |||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
До | На момент IPO | Текущая* | |||||||
1 | ОАО ⌠Стальная Группа ⌠Мечел■ | 29.10.2004 | 11,50% | 21,00 | 335,10 | 2700,0 | 2900,0 | 2921,0 | металлургия |
2 | ОАО ⌠Седьмой Континент■ | 12.11.2004 | 13% | 9,59 | 80,67 | 595–660 | 621,0 | 1181,0 | розничная торговля |
3 | ОАО ⌠Открытые инвестиции■ | 29.11.2004 | 38,50% | 49,75 | 68,82 | – | 178,6 | 790,0 | недвижимость |
4 | ОАО АФК ⌠Система■ | 09.02.2005 | 18,98% | 17 | 1557,00 | 9400,0 | 8200,0 | 11098,0 | телекоммуникационный сектор |
5 | ОАО ЭКЗ ⌠Лебедянский■ | 11.03.2005 | 19,90% | 37,23 | 151,00 | 720– 770 | 760,0 | 11 12,0 | пищевая промышленность |
6 | ОАО ⌠АПК ⌠Хлеб Алтая■ (ОАО ⌠Пава■) | 22.03.2005 | 10% | 0,90 | 7,76 | 80–90 | 80,0 | 75,3** | сельское хозяйство |
7 | ОАО ⌠Северстальавто■ | 22.04.2005 | 30% | 15.10 | 135,00 | 470,0 | 450,0 | 651,0 | автомобилестроение и комплектующие |
8 | Pyaterochka Holding N.V. | 06.05.2005 | 32% | 13,00 | 597,58 | 1900–2450 | 1991,0 | 2551,0 | розничная торговля |
9 | ОАО ⌠ЕвразХолдинг■ | 02.06.2005 | 8,30% | 14,5 | 422,00 | 4700–6000 | 5100,0 | 8239,0** | металлургия |
10 | Ramler Media | 10.06.2005 | 26,0% | 10,25 | 39,88 | 1900–2450 | 153,5 | 206,8*** | телекоммуникационный сектор |
11 | ОАО ⌠НОВАТЭК■ | 21.07.2005 | 29,5% | 16,75 | 966,00 | 4700,0 | 5496,0 | 12 145,0 | нефтегазовый сектор |
12 | Urals Energy | 04.08.2005 | 35% | 4,2 | 131,70 | 256,0 | 356,0 | 459,3*** | нефтегазовый |
13 | IMS Group (International Sales & Marketing Group Plc.) | 06.12.2005 | 26,40% | 3,29 | 26,30 | 65,0 | 99,6 | 66,4 | реклама и маркетинг |
14 | ОАО ⌠Новолипецкий металлургический комбинат■ | 09.12.2005 | 7% | 14,50 | 609,00 | – | 8689 | 13 455,0 | металлургия |
15 | ОАО ⌠Комстар-ОТС■ | 01.02.2006 | 35% | – | 1060,00 | – | 3030 | 2340,0 | телекоммуникационный сектор |
16 | ОАО ⌠Группа ⌠Рузгуляй■ | 04.03.2006 | 23% | 4,50 | 144,00 | 400–480 | 509 | 535,0 | пищевая промышленность |
17 | ОАО ⌠Верофарм■ | 25.04.2006 | 49,99% | 28,00 | 140,00 | – | 280 | 250 | фармацевтика |
18 | ОАО ⌠Магнит■ | 27.04.2006 | 19% | 27,00 | 368,00 | – | 1945 | 1478,0 | розничная торговля |
19 | ОАО ⌠Черкизово■ | 10.05.2006 | 27,80% | 15,25 | 251,30 | – | 904 | 728,0 | пищевая промышленность |
20 | CTC Media | 01.06.2006 | 16,38% | 14,00 | 345,90 | – | 2100 | – | телекоммуникационный сектор |
* -на 01.07.2006; ** -на 01.04.2006; ***-на 26.07.2006 По данным Центра макроэкономических исследований (ЦМЭИ) БДО-Юникон