В ближайшие месяцы рынок ювелирных изделий ждут новые потрясения. Аналитики и производители предсказывают резкое повышение цен на изделия из золота и других драгоценных металлов, которое приведет к падению продаж. «В октябре надо ждать повышения цен на ювелирные изделия на 10–15%, а по итогам года – не менее чем на 30–40%», – сообщил «НГ» гендиректор группы компаний «Бронницкий ювелир» Андрей Ильдеменов. Виной всему резкое подорожание драгоценных металлов. Вчера цена золота на мировых биржах составила 646,8 долл. за тройскую унцию. Это на 15% ниже, чем в середине мая, когда унция золота стоила дороже 730 долл., но в то же время почти на треть выше показателей января, когда она стоила чуть выше 500 долл. Кроме золота, в этом году резко подорожали и другие драгоценные металлы: серебро – на 65%, платина – на 30%, палладий – почти на 50%.
Вместе с драгоценными металлами растут в цене готовые изделия. По словам Ильдеменова, несмотря на то что рекордные показатели цен на золото отмечались в мае, подорожание ювелирных изделий произойдет с временным лагом в несколько месяцев. «У ювелиров имеются запасы золота, поэтому, несмотря на его постоянное удорожание, первый раз в этом году цены на готовые изделия поднялись лишь в апреле, и то только на 10–15%». Новый скачок цен придется на осень.
Между тем, по словам заместителя гендиректора маркетингового агентства Step-by-Step Екатерины Крупецкой, российский рынок ювелирных изделий близок к насыщению, и новый скачок цен может привести к падению спроса и кризису перепроизводства. С этой точкой зрения солидарен и президент гильдии ювелиров России Валерий Радашевич, который отмечает, что реальные объемы ювелирного рынка намного превосходят данные официальной статистики. «По информации Росстата, объем рынка составляет 1,5 млрд. долл., а по моим оценкам, он уже достиг 3,5 млрд. долл.», – сообщил он «НГ». По его словам, с учетом того, что доля импортных изделий из золота составляет всего 10–15% в стоимостном выражении и 2–2,5% – в штучном, а серебряных – 30%, прогнозы по стагнации рынка в России вполне могут оправдаться.
В то же время не все участники рынка согласны с таким прогнозом. Некоторые из них считают, что, несмотря на подорожание, спрос на ювелирные изделия в России не сократился из-за того, что многие граждане предпочитают из-за инфляции и низких процентных ставок по депозитам вкладывать накопления в драгметаллы. Кроме того, по словам Андрея Ильдеменова, «торговля ювелирными изделиями – это торговля ощущениями, вопрос цены для покупателя имеет второстепенное значение, большую роль играют дизайн и общее впечатление от изделия».
Правда, его оппоненты уже почувствовали негативное воздействие ценовой конъюнктуры на свой бизнес. «У нас упали продажи на 20–30%, возможно, упадут еще больше, так как в ближайшее время цены на ювелирную продукцию вырастут на 30–40%», – сообщил «НГ» на условиях анонимности представитель крупной компании, специализирующейся на торговле ювелирными изделиями.