Вчера совет директоров ОАО «АвтоВАЗ» принял отставку генерального директора Игоря Есиповского, успевшего поруководить предприятием всего лишь около восьми месяцев. Исполнять его обязанности теперь будет заместитель гендиректора компании по техническому развитию Максим Нагайцев. В минус Есиповскому были поставлены отсутствие внятной стратегии развития предприятия и неспособность привлечь столь необходимые государственные инвестиции. Кроме того, Есиповский выступил против продажи акций АвтоВАЗа иностранцам. Интерес к приобретению 25% ценных бумаг и производству в Тольятти своей модели Logan проявлял французский концерн «Рено», однако гендиректор выступил резко против подобной сделки. Впрочем, Нагайцев также не разделял идею продажи акций иностранцам, но после отставки Есиповского он вряд ли сможет помешать проведению этой операции.
Анализируя работу бывшего ставленника Рособоронэкспорта на посту руководителя отечественного автогиганта, аналитик ИК «Финам» Наталья Кочешкова отмечает, что каких-либо заметных результатов деятельности Игоря Есиповского на АвтоВАЗе нет. «Были амбициозные планы по строительству нового завода, расширению модельного ряда и т.д., но в результате сегодня нет ни завода, ни новых моделей, – говорит эксперт. – Более того, пока совершенно непонятно, в каком направлении будет развиваться компания». В том, что отставка Есиповского связана с отсутствием адекватной стратегии развития компании, уверен и Дмитрий Парфенов из ИК «Проспект». «Кроме того, предприятие так и не получило столь необходимых для него инвестиций из Инвестфонда, поскольку предложенные для государственного финансирования проекты были признаны неэффективными, – считает аналитик. – Так что именно эти задачи – выработка стратегии и привлечение инвестиций – станут главными для новой команды».
Однако по вопросу о возможной продаже пакета акций, мнения экспертов разделились. «Можно сказать, что сотрудничество с зарубежными компаниями – дело весьма интересное и перспективное в плане доступа к современным технологиям и приобретения западного опыта управления, – считает Кочешкова. – Другой вопрос, что государство не готово отдавать свой пакет или хотя бы его часть иностранным инвесторам, а вместе с ним и контроль над предприятием». Однако ее коллега из ИК «Проспект» считает, что вопрос о привлечении иностранных партнеров на АвтоВАЗ можно считать практически решенным, поскольку другого пути у предприятия уже не осталось. «Завод стремительно теряет целый сегмент рынка, в котором находятся автомобили стоимостью от 12 до 16 тыс. долл., – отмечает Парфенов. – Продажи иномарок в России с каждым годом растут в 2–2,5 раза, и очень скоро отечественные автопроизводители могут вообще потерять этот сегмент, учитывая, что скоро прекратится производство знаменитой «Волги». Я думаю, что и государство, и менеджмент ВАЗа вынуждены будут пойти по пути заключения каких-то соглашений о партнерстве с крупными мировыми производителями». По мнению аналитика, АвтоВАЗ неизбежно вернется к своим истокам, ведь и начинал он когда-то не с чистого листа, а с выпуска итальянских «Фиатов». Может быть, теперь настала очередь французских «Рено».