Президент Коста-Рики Оскар Ариас – один из экзотических экзаменаторов Москвы.
Фото Reuters
Россия упустила свой шанс на вступление во Всемирную торговую организацию (ВТО) не только в 2006 году, но, судя по всему, и в следующем году. Вчера это фактически признал главный российский переговорщик по ВТО директор департамента торговых переговоров МЭРТа Максим Медведков в ходе выступления на проходившей в Тюмени конференции «Россия и ВТО: интересы бизнеса». Правда, после выступления, видимо, осознав, какой резонанс оно произвело, чиновник в интервью агентству РИА Новости попытался исправить впечатление, сообщив, что в 2007-м у России все же сохраняются хорошие шансы на прием в ВТО. Однако вряд ли эти слова следует воспринимать всерьез. Слишком очевидны масштабные препятствия на пути России в ВТО, которые за прошедший месяц не только не уменьшились, а, наоборот, выросли. Причем в основе этих препятствий лежит нежелание США дать России входной билет в эту организацию.
Если месяц назад Россия не получила согласия на прием в ВТО только от США и Коста-Рики, то теперь к ним еще прибавились выдвинувшие свои претензии Грузия и Молдавия. Три из этих стран не воспринимаются в мире как серьезные самостоятельные игроки.
В результате если месяц назад, накануне саммита G8 в Санкт-Петербурге, власти заявляли о том, что нерешенными остаются только выдвинутые США вопросы фитосанитарного контроля, защиты интеллектуальной собственности, уровня дотаций сельскому хозяйству и допуска иностранцев на банковский и страховой рынки, то сейчас количество нерешенных проблем практически удвоилось. По словам Медведкова, «есть 10–15 проблем, которые мы готовы обсудить сегодня детально».
Фото Артема Чернова (НГ-фото)
По мнению декана факультета политологии МГИМО Алексея Богатурова, США не могли на саммите «дать России все сразу». В ходе саммита они пошли на уступки России: это и место проведения мероприятия – Санкт-Петербург, и воздержание президента США Джорджа Буша от критики России во время саммита. «Если бы США еще уступили в вопросе вступления России в ВТО, то это бы негативно сказалось на рейтинге Буша», – отмечает Богатуров.
В результате вступление России в ВТО откладывается на неопределенный срок, так как на решение новых проблем уйдет время, которого может оказаться достаточно для вступления в эту организацию Украины. В этом случае Москве придется иметь дело еще и с Киевом. Украина, по словам Медведкова, хочет присоединиться к ВТО раньше России, «чтобы решить проблемы с Россией, в частности называется одна из главных проблем – цена на газ».
В таких условиях все чаще стали звучать заявления со стороны российских чиновников, что, в общем-то, России не особо следует спешить со вступлением в ВТО. На любых условиях вступать никто не будет.
Новые преграды на пути России в ВТО
Тбилиси, по словам Медведкова, отозвал свое данное в 2004 году согласие, потребовав решить три проблемы: запрета на ввоз в Россию грузинского вина, защиты на российском рынке товарных знаков винодельческой продукции из Грузии и прекращения деятельности российских таможенных пунктов пропуска на границах с Абхазией и Южной Осетией. Кишинев, как отметил Медведков, волнуют проблемы поставок в Россию молдавского вина и плодоовощной продукции. Кроме того, Молдавия «хочет сама как страна назначения взимать НДС на газ, получаемый из России», – сообщил представитель МЭРТа.
Не такими простыми, как это заявлялось перед саммитом G8, оказались нерешенные вопросы и с Коста-Рикой. Если месяц назад говорилось о том, что с этой страной осталось лишь технически подписать протокол о допуске России в ВТО, то сейчас, как пояснил Медведков, «они не согласны с той высокой пошлиной на сахар, которую мы зарезервировали на будущее для защиты производителей сахара».