Вчера в Константиновском дворце в Стрельне президенты России и Казахстана Владимир Путин и Нурсултан Назарбаев подписали декларацию о совместной переработке и реализации газа расположенного в Казахстане Карачаганакского нефтегазоконденсатного месторождения. Несмотря на то что окончательное соглашение будет подписано только в октябре, уже сегодня можно говорить о том, что в очередном раунде борьбы за казахские энергоносители победила Россия. Проиграв в борьбе за казахскую нефть, значительная часть которой в ближайшие годы пойдет на экспорт в обход России по нефтепроводу Баку–Джейхан, Москва монополизировала право на экспорт добываемого на Карачаганаке газа.
По соглашению ежегодно в газотранспортные системы России будет направляться по 15 млрд. кубометров добываемого на месторождении газа. При этом Оренбургский газоперерабатывающий комплекс (ОГПК), на котором он будет перерабатываться, преобразуют в российско-казахстанское СП, каждой из сторон в котором будет принадлежать по 50%. Переработанный газ на приоритетной основе будет поставляться на внутренний рынок Казахстана, а на экспорт – «Газпромом» или уполномоченной им организацией.
Таким образом, многолетние переговоры по Карачаганаку завершились к взаимному удовлетворению сторон. Долгое время Астана считала заниженной предлагаемую Москвой цену за поставляемый газ, но после торга по этому вопросу посчитала строительство собственного газоперерабатывающего завода стоимостью в 2–2,5 млрд. долл. нецелесообразным и пошла навстречу российским предложениям.
По мнению аналитика ИК «Проспект» Дмитрия Мангилева, проект выгоден для обеих сторон. «Россия выиграла, получив доступ к одному из крупнейших газовых месторождений в мире, – отмечает эксперт. – Объем ежегодных поставок в 15 млрд. кубометров газа – это очень солидно, учитывая, что мощности одного из самых масштабных проектов последнего времени – Северо-Европейского газопровода (СЕГ) – запланированы на уровне в 30 млрд. кубометров. С другой стороны, этот контракт, безусловно, выгоден и Казахстану, которому и деваться-то, по сути, было некуда. Без участия «Газпрома», учитывая его экспортные возможности, разработка Карачаганака была фактически заморожена». С ним согласен и Валерий Нестеров из УК «Тройка Диалог». «Добыча «Оренбурггазпрома» уже несколько лет неуклонно снижается, так что Россия получает возможность не только загрузить неиспользуемые сегодня производственные мощности Оренбургского ГПЗ, но и наращивать их, – пояснил аналитик. – Камнем преткновения был вопрос о цене газа. Ранее говорилось о цене в 140 долларов за кубометр, которая, по-моему, довольно высока, если говорить именно о карачаганакском газе. Дело в том, что сырье этого месторождения довольно проблемно – оно находится под высоким давлением, содержит много серы и конденсата, из-за чего трубы подвергаются повышенной коррозии. Видимо, в результате удалось прийти к какому-то обоюдовыгодному компромиссу». В целом же эксперты уверены в том, что России терять Казахстан нельзя – рано или поздно ее место там могут занять другие.
Нефть и газ Карачаганака
Карачаганак – одно из крупнейших в мире нефтегазоконденсатных месторождений. Открыто в 1979 году, но в советское время практически не разрабатывалось. Расположено в 130 км от Оренбургского ГПЗ. Его запасы оцениваются в 1,2 млрд. тонн жидких углеводородов и 1,3 трлн. кубометров газа. По проекту развития месторождения планируется довести ежегодную добычу газа к 2012 году до 25 млрд. куб. м.