Вчера правительство заседало в закрытом режиме. В пресс-центре Белого дома транслировался только первый вопрос – информация министра транспорта Игоря Левитина о выделении средств семьям погибших и пострадавших в авиакатастрофе в Иркутске. Премьер Михаил Фрадков, вернувшийся накануне из загранкомандировки в Монголию, выглядел утомленным и даже отказался от вступительного слова, которым традиционно предваряет дискуссию по главному вопросу повестки дня. Вчера таковым был доклад министра финансов Алексея Кудрина об итогах исполнения программ государственных внутренних и внешних заимствований за 2005 год и о проектах этих программ на 2007 год, а также о предоставлении Россией госкредитов иностранным государствам.
Чтобы удовлетворить информационный голод, пресс-службе Минфина пришлось созывать журналистов на встречу со своим шефом. Выяснилось, что государственные внутренние заимствования на будущий год составят почти 306 млрд. руб., в то время как на погашение задолженности по госбумагам будет направлено только 80,1 млрд. руб. Это значит, что Минфин продолжит линию по замещению внешнего госдолга внутренним.
Процесс идет по нарастающей. Положительное сальдо по внутренним заимствованиям в 2007 году составит 225,8 млрд. руб. против 169,7 млрд. руб., запланированных на 2006 год, и 98,2 млрд. руб. в 2005 году.
«Внутренний долг дороже в обслуживании, чем внешний, – сообщил «НГ» главный экономист ИК «Ренессанс Капитал» Владимир Пантюшин. – Однако это вещи разного порядка». Эксперт напомнил об уроках 1998 года. По его словам, дефолт отрезвил тех, кто считал, что внутренний и внешний долг одно и то же. Если с внутренним долгом Минфин и ЦБ в таких ситуациях могут делать что хотят, запуская печатный станок, то с внешним долгом разобраться так не получается. Кроме того, Минфин, прибегая к внутренним заимствованиям, поддерживает ликвидность на рынке, где государство было и остается главным регулятором и основным поставщиком долговых инструментов, отмечает Пантюшин.
Вчера правительство также в целом одобрило предложенную Минфином программу кредитования иностранных государств, которая разработана с целью поощрения экспортных производств. Основную часть заимствований составят связанные кредиты: Москва ссужает деньгами иностранных партнеров, чтобы те на них приобретали российские товары.
Не все должники отличаются обязательностью. Не платит по долгам, например, Куба. В правительстве рассчитывают, что вопрос об этом интернациональном долге сдвинется с мертвой точки в сентябре. Михаил Фрадков отправится с официальным визитом на остров Свободы, где он обсудит реструктуризацию долга Кубы, составляющего 161 млн. долл. При этом о погашении 22 млрд. долл. кубинского долга, доставшегося России в наследство от СССР, речи не будет. Этот долг не будет прощен, но в то же время Москва понимает, что сейчас Гавана не в состоянии его выплачивать.