МЭРТ ищет новые меры для борьбы с инфляцией. Вчера с его подачи межведомственная комиссия по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике планировала отменить пятипроцентную пошлину на ввоз в Россию автомобильного бензина, но в последний момент мероприятие было перенесено на 25 июля. В пресс-службе МЭРТа не смогли объяснить «НГ» причины переноса.
Главная цель нововведения, согласно заявлениям чиновников МЭРТа, – «повысить конкуренцию на рынке нефтепродуктов», а заодно сбить растущие цены и сдержать инфляцию. На носу уборочная кампания и сезонный всплеск цен на горючее, так что в правительстве хотели бы нанести превентивный удар. Все-таки целевой порог инфляции в 8,5–9% за 2006 год еще никто не отменял, а глава МЭРТа Герман Греф не устает заявлять, что уложиться в него правительству вполне по плечу.
Опрошенные «НГ» эксперты считают, что отмена импортной пошлины вряд ли серьезно улучшит ситуацию на рынке бензина. «Теоретически создание конкурентной среды неминуемо сбивает цены, а вместе с ними и инфляцию, но вот вопрос: а есть ли эта конкуренция? – говорит замначальника отдела таможенных платежей Минфина Александр Сакович. – Например, бензин из стран СНГ и так ввозится в Россию беспошлинно, да и себестоимость его зачастую выше российского. Остается Финляндия, но оттуда идет высокооктановое топливо марки А-95, в то время как в нашей стране преимущественно потребляется А-80 и А-90. Почему не идет речь о дизельном топливе, которое дорожает куда более значительно, да и давление на инфляцию оказывает неизмеримо более существенное?» По мнению Саковича, от отмены пошлин никому не будет ни горячо, ни холодно. С ним согласен и аналитик ИК «Проспект» Дмитрий Мангилев. «Тот бензин, который ввозится из Финляндии, – поскольку именно о нем идет речь, – популярен прежде всего на Северо-Западе России и отчасти в Москве, – отмечает эксперт. – К тому же стоит он раза в два дороже отечественного, так что даже пятипроцентное снижение цены на него погоду на рынке не сделает».