Справедливость слов Михаила Фрадкова о свободной конвертируемости рубля россиянам пока лучше не проверять на собственном опыте.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)
Вчера состоялся, по сути, первый официальный выход в свет новоиспеченного министра юстиции Владимира Устинова. Он впервые принял участие в этом качестве в заседании правительства. Премьер-министр Михаил Фрадков представил новобранца кабинету министров. «Я приветствую в нашем составе Владимира Васильевича Устинова в качестве министра юстиции», – заявил он. Надо сказать, что министр-новобранец, сменивший прокурорский мундир на цивильный костюм, явно тяготился всеобщим вниманием к своей персоне и был рад, когда формальности были выполнены и заседание, последнее в первом полугодии 2006 года, пошло своим чередом.
Заглядывая в будущее, премьер подчеркнул, что в ближайшие месяцы правительству предстоит сосредоточиться на вопросах производственного характера. И решения должны приниматься «продуманные и выверенные», чтобы при переходе к рынку не потерять конкурентные преимущества. «У нас есть деньги и голова, нужно принимать решения, бездействие неоправданно», – призвал Михаил Фрадков. Вчера кабинет министров получил возможность доказать свою дееспособность, приняв проект закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле».
На повестке дня – обеспечение свободной конвертируемости рубля. Знаковое событие должно случиться 1 июля. Однако инкубационный период появления закона не укладывался во временные рамки, обозначенные в президентском Послании. Центробанк нашел выход, издав в мае два нормативных акта, которые меняют правила валютного регулирования и валютного контроля. Однако понятно, что без внесения поправок в законодательство все равно не обойтись. Министр финансов Алексей Кудрин уверен, что закон парламентарии примут в июле.
Михаил Фрадков заявил, что принятие закона создаст условия для обеспечения конвертируемости российского рубля, что, в свою очередь, обеспечит экономический вклад в макроэкономическую стабильность, рост инвестиций и решение социальных вопросов. Долг правительства – предусмотреть риски и издержки, ведь изменения носят не технический характер, «по своей сути они существенны», отметил премьер. Осторожность Фрадкова общеизвестна, однако нелишне заметить, что персональной ответственности за решения правительства он не несет. Кабинет министров, как известно, орган коллегиальный, и решения принимает коллегиально, ну а коллективные наказания даже в армии не предусмотрены.
Между тем к премьеру в данном случае могут возникнуть вопросы. Рассуждая о преимуществах свободной конвертируемости национальной валюты, он не стал расстраивать простых граждан, наивно рассчитывающих, что с 1 июля в любой стране мира банки начнут менять российские рубли на свои дензнаки. В этом отношении «деревянный» сохранит статус внутренней конвертируемости.
Зато для бизнеса мечта о конвертируемом рубле после снятия ограничений, связанных с резервированием средств при проведении экспортно-импортных операций, использовании спецсчетов и т.п., практически осуществится. «Это – важный шаг к свободному движению капиталов», – отметил в беседе с корреспондентом «НГ» источник в Белом доме.
Хотя свобода все равно какое-то время будет ограниченной. «Представляется, что на практике процесс реализации резидентами и нерезидентами права на досрочный возврат сумм резервирования будет растянут по времени, и суммы резервирования могут находиться на счетах по учету средств резервирования продолжительное время после отмены 1 июля 2006 года требования о резервировании», – говорится в пояснительной записке к законопроекту. А поэтому с подачи правительства действующие правила резервирования решено пролонгировать до 1 января 2007 года.