Чтобы окончательно зафиксировать победу над Алексеем Мордашовым, Лакшми Митталу осталось только дождаться собрания акционеров Arcelor.
Фото Reuters
Вчера менеджмент люксембургской металлургической компании Arcelor и «Северстали» выпустили официальные коммюнике, в которых дали оценку полученным накануне рекомендациям совета директоров Arcelor, который предложил акционерам этой компании одобрить ее слияние с принадлежащим индийскому предпринимателю Лакшми Митталу концерном Mittal Steel. Напомним, что владелец «Северстали» Алексей Мордашов пытался помешать этой сделке, выдвинув встречное предложение по слиянию Arcelor с «Северсталью». Однако это предложение было просто использовано менеджментом люксембургской компании для улучшения условий слияния с Mittal Steel.
В коммюнике менеджмент Arcelor объяснил свое решение тем, что предложение Mittal Steel «значительно превосходило» предложение «Северстали», поэтому совет директоров единогласно рекомендовал европейцам объединяться с индийцем. Теоретически Алексей Мордашов еще может попытаться побороться за симпатии простых акционеров Arcelor, пойдя на какие-то новые, более существенные уступки. В этом случае руководству Arcelor придется на них как-то реагировать и тогда дата проведения общего собрания – 30 июня – окажется под вопросом. Но, по мнению большинства аналитиков, такой вариант развития событий маловероятен. Так что общее собрание наверняка утвердит слияние с Mittal, а широко разрекламированное в качестве первого столь масштабного опыта экспансии российского капитала в Европу слияние Arcelor и «Северстали» станет невозможным.
Единоличным победителем в схватке признан даже не Лакшми Миттал, а грамотно проведший торг менеджмент Arcelor, который добился от упрямого индийца уступок по всем направлениям. По новым условиям Миттал получит вместо контрольного пакета лишь 43% акций Arcelor и в течение пяти лет обязуется не увеличивать свой пакет свыше 45% акций. Кроме того, до 2007 года на своем месте останется нынешнее руководство Arcelor, и самое главное – за каждые 12 акций Arcelor Миттал отдаст 13 акций Mittal Steel плюс 150,6 евро наличными. В итоге за каких-то полтора года европейцы, шантажируя индийца Мордашовым, подняли цену акций Arcelor почти в два раза – с 22 до 40,4 евро за штуку.
В «Северстали» известия о рекомендациях, озвученных в Люксембурге, были приняты с некоторой растерянностью. Вчера пресс-служба компании распространила коммюнике, в котором уведомила, что «в данный момент мы изучаем сложившуюся ситуацию и рассматриваем все возможные варианты дальнейших действий». Заодно пресс-служба опровергла просочившиеся ранее в информагентства «цитаты из коммюнике» относительно возможности «улучшения своего предложения». Какие именно действия «Северсталь» планирует предпринять, руководитель пресс-службы «Северсталь-групп» Ольга Антонова в разговоре с корреспондентом «НГ» уточнить отказалась: «Сейчас мы работает над этим вопросом и, как только решение будет принято, незамедлительно о нем сообщим».
Впрочем, вариантов для продолжения борьбы у Алексея Мордашова осталось очень мало. Аналитик ФК «Уралсиб» Дмитрий Смолин не исключает, что глава «Северстали» может пойти на новый уступки. «Однако это будет для него крайне невыгодно, – полагает эксперт. – Недавние инициативы и так шли с дисконтом к стоимости «Северстали», а если продолжать идти на уступки, сделка потеряет экономический смысл. С этим согласен и Дмитрий Парфенов из компании «Проспект». «Варианты остаются прежними: уменьшение количества акций в объединенной компании, добавление к акциям «Северстали» акций компании «Северсталь-метиз», денежные средства, – рассуждает аналитик. – Но, по-моему, это будет лишь формальным продолжением спора, так как фактически вопрос уже решен для всех сторон. По мнению Парфенова, движущей силой новых инициатив, если они последуют, будет уже не стремление к объединению, а желание донести до акционеров мысль о том, что сделка с Mittal продиктована скорее некими политическими, а не экономическими мотивами.
Что же касается появившихся в СМИ предположений о возможном альянсе Алексея Мордашова с Романом Абрамовичем, то здесь мнения экспертов разделились. Дмитрий Смолин относит их к области слухов и серьезно не рассматривает. В то же время, по мнению Парфенова, такой вариант в принципе не исключен, но конкретно сказать, как он может выглядеть, пока очень сложно. «В этом случае в процесс окажется вовлечено слишком много действующих лиц, что наверняка может привести к конфликту интересов», – полагает аналитик.