Совет директоров Arcelor выторговал выгодные условия своей продажи.
Фото Reuters
Вчера стало известно, что люксембургская сталелитейная компания Arcelor, возможно, примет решение о слиянии с принадлежащим индийскому предпринимателю Лакшми Митталу концерном Mittal Steel. По состоянию на 16:00 только индийское агентство Rediff дало информацию о ходе экстренного совещания совета директоров Arcelor. По данным агентства совет директоров будет рекомендовать акционерам голосовать за слияние с Mittal Steel, а не с принадлежащей Алексею Мордашову «Северсталью».
Если эта информация верна, то менеджмент Arcelor, сватаясь то к Мордашову, то к Митталу, завершил эффектную операцию, в результате которой стоимость сделки существенно выросла, а несговорчивый индиец наконец-то раскошелился и пошел на ряд принципиальных уступок. Управленцы Arcelor, широко разрекламировав возможное слияние с «Северсталью», фактически использовали Мордашова как таранное бревно в торге с предпринявшим попытку недружественного поглощения Arcelor Лакшми Митталом. По сообщению информагентства, новое объединенное предприятие будет называться Arcelor-Mittal, при этом Лакшми Миттал сократит свою долю в нем с первоначально предполагавшегося контрольного пакета до 45%. Он же станет одним из председателей совета директоров, но в сам совет в основном войдут люди из Arcelor. «Северстали» же придется довольствоваться всего лишь неустойкой в 130 млн. евро.
Если акционеры Arcelor одобрят слияние с Mittal Steel, то окажется, что все усилия и уступки, на которые шел Алексей Мордашов, пытаясь добиться благосклонности акционеров, оказались напрасными. Как известно, на прошлой неделе глава «Северстали» согласился уменьшить количество переходящих ему акций объединенной компании с 32% (295 млн. акций) до 25% (210 млн. акций). В субботу на случай, если Mittal увеличит предложение, Мордашов получил согласие банка ABN AMRO (Нидерланды) на выделение крупного кредита. Сумма не называлась, но, по сообщениям западных информагентств, он мог быть «многомиллиардным». В ответ на это Mittal Steel развернула в западной прессе массированную атаку на акционеров, пытаясь склонить их на свою сторону.
Кроме того, всю минувшую пятницу и субботу Лакшми Миттал вел долгие переговоры с председателем совета директоров Arcelor Йозефом Киншем. Какие именно уступки предложил Миттал, пока неизвестно, но, по сведениям, которые приводит Франс Пресс, он мог поднять цену сделки еще на 2–3 млрд. евро – до 27,8–28,8 млрд. евро. Одновременно Лакшми Миттал выразил готовность умерить свои аппетиты и вместо контрольного пакета Arcelor ограничиться приобретением 45% акций, став «сопредседателем совета директоров». При этом на своих постах должны были остаться члены управляющего совета Arcelor, включая президента Ги Долле.
Теперь ответ на вопрос, с кем сольется Arcelor, должен быть практически решен. Как уверяли накануне экстренного заседания представители Arcelor, «акционеры 30 июня поддержат ту рекомендацию, с которой в воскресенье выступит совет директоров». Впрочем, далеко не все эксперты согласны с этим заявлением. Аналитик по металлургической отрасли ИК «БрокерКредитСервис» Вячеслав Жабин считает, что при любом исходе воскресного заседания последнее слово останется все-таки за акционерами компании. «Для них решающее значение будет иметь тот факт, как высоко будут оценены акции компании и сколько наличных денежных средств они смогут получить от слияния, – считает эксперт. – Изначально мы считали, что шансы Mittal Steel в этом противостоянии выглядят предпочтительнее, об этом косвенно свидетельствует и отказ миноритариев от выкупа акций, который было намечено провести 21 июня». Однако сообщение о том, что «Северсталь» может взять кредит у голландского банка, повысило шансы Алексея Мордашова в споре с Лакшми Митталом и свидетельствует о его готовности увеличить денежную составляющую сделки. Однако, как считает Жабин, у этого шага есть и отрицательный момент: «Акции «Северстали» и так пошли вниз после сообщений о новых условиях, выдвинутых на прошлой неделе, если же будет привлечен кредит, это падение может продолжиться. Кроме того, в этом случае «Северсталь» войдет в объединенную компанию с долговой нагрузкой, а это некоторым акционерам может и не понравиться».