Работа над проектом бюджета-2007 идет с месячным опережением привычного графика, и уже 1 августа документ будет готов к внесению в Госдуму. Это обстоятельство высоко оценил премьер Михаил Фрадков. «Я чувствую позитив», – заявил он вчера, открывая заседание правительства. Опыт решено использовать при подготовке бюджета на 2008 год. Минфину премьер предложил еще более ускориться, чтобы «развести работу с политическими событиями, связанными с выборами в Госдуму».
Министр финансов Алексей Кудрин пообещал напрячься и выполнить поручение. Похоже, сроки для главы Минфина принципиального значения не имеют, впрочем, как и точность бюджетных проектировок, многие из которых носят, мягко говоря, условный характер. Взять прогнозируемый на будущий год дефицит федерального бюджета. Без учета средств Стабфонда он может составить 200 млрд. руб. Несбалансированность бюджета сохранится в 2008 и 2009 годах – 107,4 млрд. руб. и 90,5 млрд. руб. соответственно. Буквально за день до заседания правительства фигурировали другие цифры: дефицит госбюджета в 2007 году прогнозировался на уровне 170,4 млрд. руб., в 2008 году – 163 млрд. руб., а в 2009 году – 132 млрд. руб.
Та же история и с доходами федерального бюджета. После пересчета их оказалось значительно больше, чем предполагали сначала: в 2007 году – на 287,7 млрд. руб., в 2008 году – на 146,5 млрд. руб., в 2009 году – на 82 млрд. руб. Изменения вносились несколько раз в течение одного-двух дней. При этом непонятно, какие из вариантов расчета бюджета наиболее выверены.
Заниматься проверкой профпригодности подчиненных Алексей Кудрин не собирается. У него чуть больше месяца для того, чтобы уточнить доходы и сократить несбалансированность бюджета. Ради этого министр считает возможным рассмотреть вопрос об увеличении сбора доходов. Крайний вариант – использование заимствований, на что потребуется внесение изменений в Бюджетный кодекс. Как бы там ни было, а «к 1 августа мы придем с параметрами, которые обеспечат сбалансированность бюджета», уверен министр.
Дебаты по проекту бюджета и финплана не отличались особой активностью и остротой. Споры, как рекомендовал премьер, носили технический, а не принципиальный характер. Глава МЧС Сергей Шойгу просил денег на техническое переоснащение пожарных частей и «девоинизацию» министерства, министр транспорта Игорь Левитин – на автомобильные дороги и реконструкцию 5 крупных аэропортов, глава Минсельхоза Алексей Гордеев – на компенсационные меры в случае сокращения доходов в сельском хозяйстве, глава МЭРТа Герман Греф – на инвестиционные проекты.
Пассивность министров объяснил вице-премьер Александр Жуков. «Бюджетных средств абсолютно достаточно для выполнения задач, поставленных перед правительством», – подчеркнул он, призвав коллег определить целевые показатели и установить контроль за выполнением принятых обязательств. Вице-премьер не исключил, что благодаря этому удастся достичь более высоких темпов экономического роста, чем предусмотрено прогнозом, а значит, Минфину придется корректировать бюджет и финплан. То, что к этим документам не следует относиться как к догме, следовало и из выступления первого вице-премьера Дмитрия Медведева, который уверен, что уточнять параметры бюджета все равно придется в связи с реализацией национальных проектов.