Вчера нефтяная компания ТНК-ВP сообщила о том, что достигла договоренности о продаже принадлежащей ей «Удмуртнефти» китайской компании Sinopec. Сумма сделки пока не разглашается, однако, судя по всему, цена вопроса составляет не менее 3 млрд. долл., так как сделанное ранее предложение «Газпромнефти» о покупке «Удмуртнефти» за 2,5 млрд. долл. не устроило ТНК-ВР. По словам аналитиков, китайцы покупают «Удмуртнефть» в консорциуме с одной из российских компаний, название которой пока не разглашается, иначе российские власти дали бы разрешение на продажу этого актива. Эксперты предполагают, что партнером Sinopec могла стать «Роснефть», у которой с ТНК-ВР есть совместный проект по разработке Ванкорского месторождения. «Заключение сделки ожидается в ближайшем будущем после достижения окончательных договоренностей и подписания детального соглашения купли-продажи», – отмечается в пресс-релизе ТНК-ВР. В сообщении подчеркивается, что ФАС уже выдала соответствующее разрешение на сделку.
Новость стала действительно неожиданной для рынка. Буквально за час до ее появления зампред правления «Газпрома» Александр Рязанов заявил на пресс-конференции, что «Удмуртнефть» готовы купить «Газпромнефть» совместно с венгерской компанией MOL. При этом он отметил, что ТНК-ВР оценивает свой актив слишком дорого. Собственно, «Газпром» ранее предлагал ТНК-ВР за «Удмуртнефть», годовой объем нефтедобычи которой составляет около 6 млн. т нефти, 2,5 млрд. долл., обещая при этом приемлемые условия для доступа к разработке Ковыктинского месторождения. Однако ТНК-ВР туманным обещаниям предпочла, очевидно, живые деньги.
«Обычно иностранцев предпочитают не допускать к российским активам, однако в случае с Sinopec благоволение властей объяснимо. Дело в том, что, по неофициальной информации, китайцы покупают «Удмуртнефть» в партнерстве с «Роснефтью», – прокомментировал «НГ» эту покупку аналитик ИК «ФИНАМ» Тимур Хайруллин. По его мнению, косвенно участие «Роснефти» в сделке подтверждают и сообщения китайских СМИ о том, что Sinopec намерен поучаствовать в IPO «Роснефти». «Я думаю, что китайцы заплатили за «Удмуртнефть» не менее 3–3,5 млрд. долл.», – говорит эксперт группы «ЦентрИнвест» Наталья Янакаева. «Сейчас с уверенностью нельзя точно оценить «Удмуртнефть», так как ее не раз переоценивали, однако в цене есть и политическая составляющая», – добавила она в беседе с корреспондентом «НГ».