В субботу завершилось формирование состава участников строительства аэровокзального терминала «Шереметьево-3». Контролируемые государством Внешторгбанк (ВТБ) и Внешэкономбанк (ВЭБ) выкупили у «Аэрофлота» соответственно 25%+1 акция и 20% минус 2 акции ОАО «Терминал», созданного в 2003 году для строительства «Шереметьево-3». ВТБ заплатил за свой пакет 37 млн. долл., а ВЭБ – 28,6 млн. долл. Оставшиеся акции ОАО «Терминал» принадлежат «Международному аэропорту «Шереметьево» (25%) и самому «Аэрофлоту» (30%).
Одновременно с обоими банками было подписано кредитное соглашение, в соответствии с которым ВТБ и ВЭБ предоставят «Терминалу» кредиты сроком на 13 лет в размере 264 млн. долл. и 211 млн. долл. соответственно. Кредит выдан банками-акционерами под весьма выгодную ставку в 9% годовых. Изначально идея создания терминала предполагала использование заемных средств: стоимость проекта оценивается в 430 млн. долл., а уставной капитал ОАО «Терминал» составляет 132 млн. долл. Вопрос был только в том, какие именно банки будут финансировать проект. Участие частных банков как-то сразу было сведено на «нет»: инвестировать в «Шереметьево-3» вызвались ВТБ и Сбербанк, которым пообещали блокирующую долю. Однако позже «Аэрофлот» снизил объем оферты для Сбербанка до 20% акций и Сбербанк отказался от участия в проекте. На его место пришел ВЭБ, руководство которого мотивировало свое согласие на 20% акций «Терминала» тем, что такой пакет не требует согласования в ФАС и позволит банку не уменьшать свой капитал. По мнению аналитиков, размер пакета здесь решающего значения не имеет, и скорее всего власти дали отмашку Сбербанку не участвовать в еще одном дорогостоящем коммерческом проекте из-за того, что у банка и так большой объем выделенных кредитов. Кроме того, государство, вероятно, хочет сосредоточить усилия Сбербанка на розничном кредитовании.
«В таком проекте логично иметь финансовые институты с государственным участием», – уверен исполнительный директор компании «Инфомост» Дмитрий Манаков. Однако для банков интерес к таким проектам нехарактерен. Аналитик ИК «Тройка Диалог» Сергей Донской считает, что ВТБ заинтересован в кредитовании «Шереметьево», но быть его акционером – нетрадиционный для банка бизнес. «Не думаю, что банк будет вмешиваться в управление терминалом, и непонятно, принесет ли это ему доход. Это вполне может быть политическое решение, принятое государством», – сообщил Донской.