НК ЮКОС предложила передать «Юганскнефтегазу» 12,5% своих акций в рамках финансового оздоровления, чтобы погасить задолженность перед «Юганском», которая составляет 2,45 млрд. долл. Таким образом акционеры ЮКОСа надеются избежать банкротства и сохранить компанию, однако для этого у них остается совсем немного времени. 27 июня состоится суд по делу о банкротстве компании, на котором будет решено, признать ли компанию банкротом или составить график погашения ее задолженности.
Решение обратиться к кредиторам с просьбой осуществить процедуру финансового оздоровления компании акционеры ЮКОСа приняли на внеочередном собрании 1 июня. Подобный маневр имеет под собой прочную экономическую основу, поскольку ЮКОС все еще обладает дорогими активами. Компания продала 57,3% акций литовского завода Mazeikiu nafta за 1,497 млрд. долл., в 5,5 млрд. долл. оценивается доля ЮКОСа в «Юганскнефтегазе», 103 млн. долл. компания может выручить за свой пакет в Transpetrol «Русснефти», доля ЮКОСа в «Сибнефти» оценивается в 4 млрд. долл. Кроме того, у компании остается еще несколько НПЗ. Если ЮКОСу дадут несколько лет на погашение долгов, размер которых с учетом требований налоговиков составляет 29,5 млрд. долл., то у него есть шанс сохранить брэнд и несколько мелких активов.
«Намерение ЮКОСа передать «Юганскнефтегазу» часть своих акций вполне логично. Сейчас у компании первоочередная задача – собрать как можно больше денег. Тем более что пакет в 12,5% ЮКОСу погоды не делает. На принятие решений такая доля не влияет, а дивиденды «Юганск» в этом году решил не выплачивать», – отметила в беседе с «НГ» эксперт группы «ЦентрИнвест» Наталья Янакаева. По мнению аналитика, с учетом стоимости «Самаранефтегаза» и «Томскнефти» у ЮКОСа еще остается шанс изыскать средства на погашение задолженности, но здесь у компании вновь появились трудности. «Суд разрешил включить требования к «Томскнефти» в реестр кредиторов ЮКОСа, долговое бремя компании возросло, и теперь справиться с задолженностью будет еще сложнее», – говорит Янакаева. Теперь все будет зависеть от того, захочет ли «Роснефть» получить основные дочерние компании ЮКОСа, предполагает эксперт. Если это случится, то ЮКОС быстро признают банкротом, но все же остается шанс, что кредиторы поступят более-менее честно и дадут компании время на выплату долгов.
«Впрочем, я не уверена, что ЮКОСу имеет смысл бороться за сохранение компании. Даже если и удастся в конечном итоге рассчитаться с долгами, то от некогда крупнейшей в России нефтяной компании останется очень мало. Это будет мелкая компания с мелкими же месторождениями, неспособная конкурировать с ведущими российскими НК», – резюмирует Янакаева. В свою очередь, Антон Рубцов, аналитик Rye, Man & Gor Securities, уверен, что как таковой процедуры банкротства ЮКОСу не избежать в принципе, хотя маленькая лазейка здесь все же есть. «ЮКОС может заключить мировое соглашение с кредиторами на любом этапе банкротства», – считает Рубцов. Впрочем, признают эксперты, шансов на то, что кредиторы согласятся раскурить трубку мира, минимальны.