Лоретта Кельнер довольна российскими партнерами.
Фото Фреда Гринберга (НГ-фото)
В конце прошлой недели руководство компании аэрокосмической корпорации Boeing заявило о своих планах на долгосрочную перспективу. В России компания готова потратить 27 миллиардов долларов, большую часть из них направив на закупки титана. Более подробно о планах компании рассказала «НГ» старший вице-президент Boeing по международным связям Лоретта Кельнер.
– Госпожа Кельнер, 27 миллиардов долларов – сумма значительная, с другой стороны – 30 лет, в течение которых они будут освоены, тоже срок немалый. Как в связи с этим вы оцениваете масштаб сотрудничества?
– Я хотела бы кое-что пояснить, поскольку этот вопрос возникает сегодня довольно часто. Дело в том, что все заявленные нами цифры – очень конкретные, за которые мы отвечаем и по которым у нас есть конкретные планы. Это не абстрактные данные – это то, что мы планируем потратить по тому бизнес-плану, который уже существует. Львиная часть этих средств – 18 миллиардов долларов – пойдет на закупки российского титана, 5 миллиардов долларов – на оплату интеллектуальных и инженерно-проектных услуг, 4 миллиарда – на проекты, связанные с международной космической станцией (МКС), программой «Морской старт» и т.д. Но это не пожелания, это планы, которые будут непременно реализованы.
– Крупнейший производитель титана и основной партнер Boeing в России – ВСМПО-Ависма в Свердловской области. Именно ей, вероятно, и достанется большая часть средств?
– Разумеется. Тем более что наше сотрудничество с ВСМПО-Ависма переходит на новые рельсы. Дело в том, что титан сегодня для нас становится гораздо более значимым фактором: мы начинаем строить самолеты из композитных материалов, которые хорошо работают именно с этим металлом, а, например, с алюминием и сталью коррозируют. Не случайны и наши планы по созданию первого российско-американского совместного предприятия в области гражданской авиации. При равном долевом участии в соотношении 50 на 50. Оно будет заниматься черновой механической обработкой сложных титановых штамповок, которые ВСМПО будет производить для различных заказчиков, в том числе для строительства новейших самолетов Boeing-787, Dreamliner. Чистовая обработка будет вестись на заводе в Портленде (штат Орегон, США).
– Когда будет подписано соглашение о создании СП и можно ли узнать какие-то подробности: размер инвестиций, виды продукции, масштаб производства?
– Обе наши компании практически все переговоры завершили, а меморандум о создании СП подписан 14 апреля текущего года. Так что вопрос о его формальном появлении решится очень скоро – в течение ближайших месяцев. Что касается деталей, то мы пока не готовы раскрыть подробности. Достаточно сказать, что это будет довольно крупное предприятие, поскольку роль титана сегодня постоянно растет.
– Российские власти объявили о возможном создании новой промышленно-производственной ОЭЗ в Верхней Салде. Учитывая интерес, проявленный к ней Boeing, а также тот факт, что ОЭЗ по закону имеет налоговые преимущества, вы не боитесь обвинений в наличии преимуществ перед другими производителями?
– Но это ведь не наш проект, согласитесь. Если резидент новой ОЭЗ – ВСМПО-Ависма – получит в результате ее создания какие-то преимущества для развития своего производства – замечательно. Значит, и мы окажемся в выигрыше, но опосредованно, через своих партнеров.
– Не изменилась ли позиция Boeing в отношении России и ее членства в ВТО?
– Компания поддерживает стремление России по вступлению в эту организацию, и мы об этом неоднократно заявляли на разных уровнях. Если это произойдет, то, без сомнения, существующие сегодня ограничительные таможенные пошлины будут сняты. И это, в первую очередь, будет интересно не столько нам, сколько российским авиакомпаниям. Их наличие ставит российских производителей в несколько неудобное положение с точки зрения конкуренции при экспорте своей авиационной техники. А наши заказчики не готовы идти на сохранение этих ограничений.
– Не планируется ли в ходе вашего нынешнего визита встреч с представителями российского правительства для решения существующих вопросов?
– Напрямую с представителями российских властей Boeing не контактирует, так что и на этот раз никаких встреч не будет. Главное – это успехи нашего партнерства, успехи в бизнесе. Я думаю, что этот аспект интересует обе стороны. Но наших заказчиков, повторюсь, очень заботят высокие таможенные пошлины и налоги. Это вопрос, который мы слышим постоянно и который необходимо решать.
– Россия – один из главных партнеров Boeing. Но если не говорить о титане, какие у нее есть другие конкурентные преимущества, например, перед Китаем и Индией?
– Бесспорно, интеллектуальный капитал. Особенно если мы говорим про авиационных специалистов или инженеров узкого профиля. В России сотни тысяч инженеров по-прежнему работают в промышленности, тысячи студентов проходят обучение по этим специальностям. У России здесь огромные возможности и преимущества, поскольку нехватка такого рода инженеров существует во всем мире. Простой факт – в Конструкторском центре Boeing в Москве в год его открытия (1998) работали 12 инженеров, сегодня же их более 1200. Причем мы не занимаемся вывозом интеллектуального капитала за рубеж, все они трудятся у себя на родине.
– Boeing помогает корпорации «Сухой» создавать российский региональный самолет RRJ – не боитесь появления конкурента своим машинам?
– Мы совершенно не боимся, что «Сухой» работает в этой нише, хотя бы потому что Boeing не строит региональные самолеты. Впрочем, хорошая конкуренция помогает компании стать лучше, поэтому опасаться ее не стоит в принципе. Несмотря на то что у нас пока нет никаких планов проектировать или совместно строить другие типы самолетов, в том числе дальнемагистральные, мы всегда готовы с интересом обсудить любые предложения.