Вчерашнее заседание правительства началось с отчета о проделанной работе и планах на будущее Минпромэнерго. Доклад главы этого министерства Виктора Христенко особых дискуссий не вызвал. Премьер Михаил Фрадков сразу обозначил позитивное отношение к министру: «Христенко справляется со своей работой достаточно хорошо. Минпромэнерго – это министерство действия». Объективным показателем деятельности Виктора Христенко, по словам премьера, выступают работающие заводы, дымящиеся трубы, качественная, востребованная на мировых рынках продукция отечественных производителей.
Ободренный поддержкой Виктор Христенко в течение получаса объяснял премьеру и коллегам, какой, в его понимании, должна быть и есть система управления развитием промышленности и энергетики в России. К стратегическим целям своего министерства он отнес развитие конкурентоспособности, повышение эффективности ТЭК, развитие потенциала оборонной промышленности и создание системы технического регулирования, что должно обеспечить рост промышленного производства на уровне, необходимом для удвоения ВВП.
В справедливости этой формулы позволил себе усомниться министр финансов Алексей Кудрин. В начале заседания Михаил Фрадков поручил ему проанализировать причины, почему министерства в первом квартале не использовали 265 млрд. руб., выделенных им в соответствии с бюджетом текущего года. Премьер обеспокоен тем, что если тенденция сохранится и объем неиспользованных средств будет нарастать, а их основные расходы министерства отнесут на конец года, то это приведет к всплеску инфляции.
Тревожит ли министра такая перспектива – осталось неясным. Он повел речь о другом. Главная предпосылка экономического роста – низкая инфляция, заявил он, вернувшись к спору на последнем заседании комиссии по бюджетным проектировкам. Напомним, что на этом заседании было решено увеличить предельные тарифы на услуги естественных монополий и повысить на 0,5% прогнозный показатель инфляции на 2007 год. Алексей Кудрин тогда в качестве противодействия от инфляции предложил укрепление рубля. Идею отвергли, поскольку чересчур крепкий рубль губителен для российских производителей.
И вот вчера глава Минфина зашел с другой стороны, попытавшись доказать, что одно от другого мало зависит. За прошлый год, убеждал он, в российскую экономику поступило 3,6 трлн. руб. прямых инвестиций. Но только 14% кредитов в России были предоставлены предприятиям реального сектора экономики. «Это потому, что высокая инфляция. Больше, чем на три года, банки кредиты не дадут», – сказал Алексей Кудрин, добавив, что, к сожалению, есть беспокоящие тенденции по итогам первого квартала, связанные с инвестициями, в том числе в промышленность. «Снижение инфляции является ключевым фактором развития промышленности», – резюмировал министр.
Однако Михаил Фрадков не разделил опасений главы Минфина. «Мы считаем, что этот вопрос давно не обсуждается, – среагировал он на демарш подчиненного. – Макроэкономическая стабильность – это аксиома». Ну а если у кого-то что-то не получится, то это будет расценено уже не просто как «несоответствие занимаемой должности», а «вредительство». «Работайте лучше насчет рубля и инфляции. В других местах надо улучшать», – сказал премьер. В этой связи он настоятельно рекомендовал Алексею Кудрину совместно с вице-премьером Александром Жуковым найти оптимальный баланс в финансовой политике государства, который позволит обеспечить рывок в экономике.