Вслед за решением размещать средства Стабфонда исключительно в сверхнадежные госбумаги иностранных государств правительство определило валютную структуру распределения средств фонда на счетах Центробанка. Соответствующее постановление было принято 22 мая, о чем в среду сообщил министр финансов Алексей Кудрин.
По его словам, находящиеся ныне на рублевых счетах ЦБ деньги будут переведены на валютные депозиты в пропорции 45% – в долларах, 45% – в евро и 10% – в фунтах стерлингов. Банк России на эти депозиты должен будет начислять проценты. Министр сообщил, что доходность размещения составит 5% в долларах и чуть меньше – в евро. В дальнейшем структурированные таким образом средства Стабфонда будут размещены в высоконадежных долговых обязательствах иностранных государств.
Отметим, что, согласно вчерашнему заявлению Кудрина, объем Стабфонда по состоянию на 24 мая достиг 1,929 трлн. руб., что по текущему курсу составляет 71,7 млрд. долл. Если бы столь масштабный перевод рублей в иностранную валюту производился на открытом рынке, то он, несомненно, самым серьезным образом повлиял бы на валютные котировки. Однако в данном случае, по мнению экспертов «НГ», резких изменений курса рубля от предстоящего перевода стабилизационных рублей в валюту ждать не следует. «Это внутренняя операция между Центробанком и Минфином, так что никто ее и не заметит, – уверен старший экономист ФК «Уралсиб» Владимир Тихомиров. – Зато примерно через месяц мы сможем наблюдать сокращение размера денежной массы в России – Центробанку теперь не нужно будет печатать рубли, скупая доллары на рынке┘».
По мнению аналитика ИК «ФИНАМ» Ольги Беленькой, простое размещение валютных средств на депозите ничего, кроме расходов, Центробанку не принесет, 5% доходности в долларах он будет платить, что называется, из собственного кармана. «О доходности на этом уровне можно говорить в случае покупки государственных ценных бумаг, – отметила эксперт, – например, американских гособлигаций, которые приносят около 5% годовых. Ценные бумаги стран Евросоюза дают 2,5%, 10-летние английские облигации – 4,6%, германские – 3,9% годовых». Разумеется, о какой-то большой выгоде в данном случае говорить не приходится, так как в любом случае она будет ниже, чем стоимость обслуживания российских долгов иностранным кредиторам. «Например, долговые обязательства «Россия-30» сейчас обходятся стране более чем в 6% годовых, еще более дорогим в обслуживании является долг Парижскому клубу», – отмечает Беленькая.
С другой стороны, держать средства в рублях еще менее выгодно, говорит Владимир Тихомиров: «Доходность средств Стабфонда на рублевых депозитах была минимальной – что-то около 2–2,5%, которую съедала инфляция. Так что это решение формально снижает давление на Минфин и правительство со стороны той же Госдумы и общества, так как всем понятно, что накопленные деньги постоянно обесцениваются. Доходность же размещения средств в иностранных валютах точно будет выше, так как инфляция и в Штатах, и в еврозоне, и в Великобритании существенно меньше, чем в России».