Глава «Транснефти» Семен Вайншток нашел выход из сложной ситуации.
Фото Фреда Гринберга (НГ-фото)
Нефтепровод Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО) будет проложен в 400 километрах от озера Байкал. К такому решению пришла компания «Транснефть» после того, как президент России Владимир Путин 26 апреля запретил ей прокладку трубопровода в 800 метрах от Байкала и поручил провести трубопровод не ближе чем в 40 километрах от озера.
Вчера стало известно, что новый маршрут одобрила администрация Иркутской области. В новом варианте трубопроводная система пойдет от города Тайшет до Усть-Кута по ранее запроектированному маршруту, а затем повернет в сторону якутского города Ленска и в районе Тынды врежется в основное направление. Таким образом труба, согласно поручению Владимира Путина, отодвинется от Байкала, правда удаление составит не 40, а порядка 400 километров.
Как заявил на прошедшей 23 мая в Иркутске презентации нового маршрута гендиректор Проектного института реконструкции и строительства объектов нефти и газа Виктор Красков, вариант трассы отклонения Усть-Кут – Ленск – Тында признан наиболее благоприятным по всем аспектам. По его словам, ранее проектировщики рассматривали и другой вариант обхода Байкала с выходом на Бодайбо, но от него вынуждены были отказаться из-за многочисленных рисков. Поэтому в качестве основной версии было признано якутское направление.
«По маршруту данной трассы наименьшее пересечение водотоков, за исключением реки Лены. Сейсмичность по левому берегу Лены не более шести баллов. Отсутствуют оползни, вечномерзлые грунты», – отметил Красков преимущества нового маршрута. В безусловных плюсах, по словам проектировщика, значится возможность освоения местных нефтяных месторождений, а также использование как транспортной артерии Лены и ее портов. Особое внимание будет уделено и безопасности участка отклонения. На всем его протяжении запланированы автоматические системы обнаружения утечек, единые системы связи и охраны. Виктор Красков признал, что хотя вероятность аварий крайне низка, но полностью исключить чрезвычайные ситуации нельзя. По его словам, свои коррективы может внести и так называемый человеческий фактор, и опасные природные явления. На этот случай разрабатываются целевые программы компенсационных мероприятий.
О дальнейших шагах «Транснефти» корреспонденту «НГ» рассказал гендиректор ООО «Востокнефтепровод» Михаил Чемакин. Уже в ближайшее время, по его словам, будет подготовлено технико-экономическое обоснование проекта: «За день до презентации техсовет окончательно утвердил именно эту трассу обхода Байкала. Маршрут утвержден. Мы обязаны уложиться в заявленные сроки строительства ВСТО, и мы сделаем все возможное для этого. На Тайшетском участке уже сварено более 3000 метров труб», – сообщил Чемакин.
Новый маршрут трубопровода, по словам представителей «Транснефти», не только не увеличит стоимость строительства, которая составляет около 16 млрд. долл., а напротив, ее уменьшит. «Несмотря на общее удлинение трассы трубопроводной системы ВСТО примерно на 370 километров, удельная стоимость строительства значительно снижается по сравнению с территорией в пределах Байкальской рифовой зоны, а также повышается экологическая безопасность и надежность проекта в целом», – заявил гендиректор ЦУП ВСТО Дмитрий Огульчанский. Связано это в первую очередь с тем, что новый маршрут пролегает вблизи многочисленных нефтяных месторождений, большей частью пока еще не освоенных. По мнению Огульчанского, это стимулирует нефтяные компании осваивать новые запасы, а администрации областей – вводить в оборот новые лицензионные участки. Именно близость к месторождениям нефти поможет улучшить экономическую составляющую проекта.
«Несомненно, для транспортировки нефти гораздо выгоднее, когда добывающие мощности находятся рядом с трубопроводной системой, это существенно позволяет снизить издержки. Еще пару лет назад в кулуарных беседах представители «Сургутнефтегаза» называли этот вариант маршрута оптимальным», – отметил в беседе с «НГ» аналитик компании «Мегастройойл» Александр Разуваев. Собственно, такая позиция компании неудивительна: на юге Республики Саха (Якутия), где будет пролегать ВСТО, у «Сургутнефтегаза» уже есть довольно крупное Талаканское месторождение, на котором извлекаемые запасы нефти составляютоколо 125 млн. тонн. «Хотя для проекта ВСТО важнее было решить технологические вопросы. Вопрос денег здесь не является приоритетным, поскольку для «Транснефти» как для надежной государственный компании открыты все возможные способы денежных заимствований», – считает Разуваев.
Как ожидается, 29 мая новый маршрут будет представлен в Якутске. В случае его одобрения властями Республики Саха (Якутия) проектные организации приступят к разработке технического обоснования проекта.
Иркутск-Москва