За два года планируется модернизировать подстанции Московского кольца. В числе первых – 'Чагино'.
Фото Дениса Белозерова
– Борис Феликсович, с момента аварии в Московской энергосистеме прошел год. Были ли за это время сделаны какие-то новые выводы о причинах аварии?
– Выводы комиссии были представлены летом прошлого года, они размещены на сайте РАО «ЕЭС России». По оценке специалистов, авария произошла в результате совпадения ряда негативных факторов, которые по отдельности не привели бы к последствиям такого масштаба. Возгорание трансформатора на подстанции «Чагино» и отключение подстанции, серия коротких замыканий на сетях из-за жары, утренний пик электропотребления – это привело к перегрузке оборудования и каскадному отключению потребителей.
Глубинная причина произошедшего – отставание энергосистемы от потребителей. Потребности в электроэнергии в Москве в последние годы увеличились, стало меньше промышленности, и резко выросло электропотребление бытового сектора, а система осталась неизменной с советских времен.
– Уже тогда в стране был дефицит энергомощностей?
– Дефицита мощности по стране в целом нет и сейчас. Но важно наличие резервов. Например, зимой 1978/79 года Московской энергосистеме при максимуме потребления в столице 11 000 МВт отключения промышленности превышали 1000 МВт. После 1990 года начался экономический спад, электропотребление снизилось. В течение 10 лет энергосистема работала с избытком мощности, который покрывал возможные сбои в эксплуатации. К 2005 году резервы по генерации и по сетям были исчерпаны. К тому же большинство оборудования устарело. Трансформатор, сгоревший на подстанции «Чагино», был 1958 года выпуска.
– Прошлогодняя авария ясно показала, что Московская энергосистема нуждается в модернизации. Что сделано за прошедшее время?
– Еще в прошлом году мы начали реализацию программы повышения надежности Московской энергосистемы. Идут работы по увеличению трансформаторной мощности подстанций Московского кольца 500 кВ. Сейчас энергобаланс складывается таким образом: 13 500 МВт – мощность электростанций столичного региона, а еще 2500 поступает извне. С учетом необходимости иметь резервы мощности этого теперь недостаточно – в холода пик нагрузки на энергосистему превысил 16 000 МВт. За счет модернизации подстанций Московского кольца в ближайшие два года их пропускная способность увеличится еще на 3500 МВА. В первую очередь будет проведена реконструкция подстанций «Чагино», «Очаково», «Бескудниково». В течение двух лет будет завершено строительство крупной подстанции «Западная» в Подмосковье. Строительство распределительного устройства на 110 кВ на подстанции «Белый Раст» будет закончено к этой зиме. Это позволит разгрузить сети на северо-западе Москвы именно в той зоне, где этой зимой вводились ограничения.
В части генерации строятся два новых энергоблока по 450 МВт – на ТЭЦ-27 и ТЭЦ-21 «Мосэнерго». В этом году будет развернуто строительство новых блоков на ТЭЦ-26 и на ТЭЦ-27. Начато сооружение нового блока на Каширской ГРЭС, которая также работает на Москву. Первый ток этих электростанций столица получит уже в 2007 году. К зиме 2006/07 года мы запустим несколько мобильных газотурбинных электростанций. Это ГТУ небольшой мощности, но они позволят нам ликвидировать локальный дефицит в тех районах, где он может спровоцировать сетевую аварию.
Вообще эта программа абсолютно конкретна. В ней скрупулезно прописаны все линии электропередачи, которые будут сооружены в столице. За непоэтичными строками вроде «ввод второй цепи линии ТЭЦ-26 – ПС «Ясенево» с заменой провода┘» стоит надежность энергоснабжения конкретных микрорайонов и живущих в них людей.
– Как относятся к этим планам московские власти?
– Из каких источников финансируется программа первоочередных мероприятий по Москве?
– Стоимость работ по Московской энергосистеме оценивается в 400 млрд. руб., в том числе 250 млрд. руб. – по объектам РАО. Источников несколько, в том числе тарифы на электроэнергию. Но чтобы не допустить их роста, нужно задействовать другие механизмы. Будут использованы также собственные средства компании и кредиты. Распределительные сети, помимо тарифа, могут строиться за счет платы за присоединение к сети. Именно этот механизм мы считаем основным источником ликвидации локальных дефицитов мощности электрической сети. Если говорить о вводе электростанций, то тут расчет идет на проведение допэмиссий акций генерирующих компаний, в том числе и «Мосэнерго».
– В стране есть другие энергодефицитные регионы?
– Правильней называть их регионами пиковых нагрузок – они сталкиваются с дефицитом мощностей в период максимального электропотребления. Этой зимой в 14 энергосистемах пик потребления превысил уровень 1990 года. Среди них – Санкт-Петербург, Калининград, Краснодарский край и другие. Или, скажем, Тюменский регион, где пик потребления электроэнергии по сравнению с 1990 годом превышен на 15%. Сбои здесь опаснее, чем в Москве, – они могут привести к остановке предприятий нефте- и газодобычи, а это отразится на стране в целом. Здесь предусмотрено в первую очередь сетевое строительство, сооружение новых подстанций, а также строительство двух блоков по 800 МВт на Нижневартовской ГРЭС и Сургутской ГРЭС-2.
– Зимний пик нагрузки непросто прошла и энергосистема Петербурга. Что делает РАО «ЕЭС» для повышения ее надежности?
– В Питере активно ведется строительство электростанций. Запущен энергоблок на Правобережной ТЭЦ, к зиме введем второй блок Северо-Западной ТЭЦ мощностью 450 МВт. Это решает проблему дефицита генерирующих мощностей в регионе на ближайшие годы. Также предусмотрен большой объем сетевого строительства. Одна из главных задач – сооружение кольца высоковольтных ЛЭП вокруг Петербурга. Ведь в отличие от Москвы кольцо разомкнуто из-за Финского залива. По дну залива будет проложен кабель, который свяжет Ленинградскую АЭС с Зеленогорском. В ближайших планах – модернизация старых подстанций. Например, подстанция «Восточная», опорная для города, будет кардинально реконструирована.
– Какие уроки извлекли энергетики из прошлогодней аварии?
– Надежность энергосистемы становится ключевым фактором оценки работы генеральных директоров энергокомпаний. Это происходит не только из-за московской аварии, хотя выводы, которые мы сделали из майских событий, позволили нам лучше подготовиться к зиме. Московская энергосистема успешно прошла пик нагрузки в январские холода во многом благодаря тому, что мы добились максимальной координации действий диспетчеров, генерирующих и сетевых компаний. Мы заранее согласовали с московскими властями порядок действий в пик нагрузки, в том числе и по введению временных ограничений подачи электроэнергии промышленным потребителям. Это позволило обеспечить бесперебойное энергоснабжение населения, социальных и жизнеообеспечивающих объектов, избежать аварийных отключений. Не исключено, что к этой практике придется прибегнуть и грядущей зимой. Но уже с 2007 года, я надеюсь, Москва об ограничениях забудет.