Вчера руководство банковской группы «Райффайзен Интернациональ» и Импэксбанка объявили о завершении сделки по продаже 100% акций российского банка московской «дочке» австрийской группы – «Райффайзен Австрия».
В ходе пресс-конференции, отметив, что «Райффайзен Австрия» по итогам прошлого года стал десятым по величине банком в России с совокупными активами в 3,9 млрд. евро, председатель правления «Райффайзен Интернациональ» Герберт Степич сообщил, что у Импэксбанка «очень сильные позиции в розничном бизнесе», 195 отделений в России, поэтому его приобретение «позволит «Райффайзен» сэкономить как минимум 4 года в региональном развитии».
В то же время топ-менеджеры «Райффайзена» и Импэксбанка мало что рассказали о том, как банки будут «притираться» друг к другу. Пока еще неизвестно, когда состоится ребрэндинг Импэксбанка, как партнерам удастся скорректировать уровень процентных ставок по депозитам, который у российского банка выше, чем у австрийцев. Герберт Степич ушел от ответа на вопрос, планирует ли «Райффайзен» осуществить инвестиции в финансирование кредитов Импэксбанка. Пока известно лишь, что сумма сделки составила 550 млн. долл., из которых первый транш в 500 млн. долл. уже выплачен. Правда, по словам Степича, возможно, еще придется доплатить 20–25 млн. долл. после переоценки недвижимого имущества Импэксбанка.
Импэксбанк сейчас занимает в рейтинге российских банков 21-е место по размерам активов (1,6 млрд. евро) и 7-е место – по объемам кредитования физлиц. Именно такое сочетание сделало банк привлекательным для западных инвесторов. Несмотря на то что президент Импэксбанка Дмитрий Еропкин предположил, что в ближайшие полгода другие иностранные банки могут объявить о своем намерении купить российские банки, аналитикам такие перспективы кажутся весьма сомнительными.
«Российские банки сейчас очень трудно оценивать. Крупные банковские структуры с высокой капитализацией и обширной клиентской базой не станут продаваться иностранным банкам, поскольку акционеры сами хотят получать прибыль. «Карманные» банки не заинтересуют иностранцев в принципе. Сейчас очень велика прослойка средних банков с хорошим объемом активов, но узкой клиентской базой, поэтому вряд ли стоит ожидать, что вслед за Импэксбанком на очередь для слияния встанет много других российских банков», – отметила в беседе с «НГ» старший экономист Альфа-банка Наталья Орлова. Сейчас, по ее словам, доля нерезидентов в российской банковской системе не превышает 10%, поэтому их экспансии российским банкирам бояться пока не стоит.
Президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян также не усматривает в состоявшейся сделке опасности для национальной банковской системы. «То, что крупный иностранный банк заинтересовала многофилиальная банковская сеть в России, – это вполне логично, и я оцениваю эту сделку позитивно. Тем более что «Райффайзен» ведет себя на рынке корректно: соблюдает антимонопольное законодательство, проявляет хорошую агрессию в ритэйле и в регионах. Для оживления рынка это слияние подействует весьма положительно», – сказал Тосунян «НГ». «Может, конечно, возникнуть вопрос: а что будет, если таких приобретений будет не одно, не два, а уже несколько? Но пока предпосылок для таких разговоров нет. Я считаю, что если присутствие иностранного капитала в российском банковском секторе ограничится 10–20%, то это подействует на банковский организм как живительная инъекция. Здесь, как и везде, все должно быть в меру», – утверждает глава АРБ.