Наибольший ущерб имуществу в нашей стране наносят пожары.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Премии, собранные страховщиками по итогам прошлого года, составили 490,6 млрд. рублей. Причем наиболее высокими темпами в последнее время растет розничное страхование. В основном за счет того, что крупные корпоративные клиенты в большинстве своем уже поделены между ведущими страховыми компаниями. Вопрос о том, какие клиенты выгоднее страховщикам – частные или юридические лица, – спорный. Главное, по мнению экспертов, их доли должны быть сбалансированы. «Для универсальных страховых компаний – это взаимодополняющие в страховом портфеле клиентские группы», – считает генеральный директор ОАО «Московская страховая компания» Юрий Горбатов. Такой же точки зрения придерживаются и в страховой компании «МАКС». «Для формирования сбалансированного портфеля страховой компании одинаково интересны договоры как с физическими, так и с юридическими лицами», – говорит руководитель дирекции развития страхования ЗАО «МАКС» Вячеслав Менцов. По его словам, договоры с крупными клиентами, с одной стороны, более прибыльны, но с другой – потеря такого клиента приводит к уменьшению объема сборов, восполнение которого – очень трудная задача.
Эксперты группы «АльфаСтрахование» считают, что сегмент страхования юридических лиц гораздо интереснее. «Однако, если посмотреть со стратегических позиций, – добавляет начальник отдела методологии и андеррайтинга по страхованию ответственности группы «АльфаСтрахование» Зинаида Кузьмина, – у страхования физических лиц более широкие перспективы в плане развития, так как на сегодняшний день не более 10% населения России страхует свое имущество, в то время как у юридических лиц этот показатель находится на уровне 40–50%». Правда, по ее словам, ориентир на частников потребует от компании высокого уровня сервиса и больших затрат. Эта категория клиентов более требовательна – ведь при наступлении страхового случая затрагиваются личные интересы людей, а сам процесс урегулирования убытков зачастую происходит более болезненно как для страховщика, так и для страхователя. Да и количество убытков на сегменте страхования физлиц на порядок больше.
Чаще всего клиенты – юридические лица приобретают полисы имущественного страхования. Оно – лидер популярности. Но в то же время именно этот вид страхования грешит «серыми схемами». На «классику» в имущественном страховании, по некоторым оценкам, приходится около 30% от сборов премий. Тем не менее перспективы этого вида страхования достаточно высоки. «В ближайшие годы можно прогнозировать, что страхование имущества останется на лидирующих позициях», – считает Зинаида Кузьмина. Рост популярности этого вида страхования у юридических лиц, по словам Вячеслава Менцова, объясняется постоянно растущим спросом на заемные средства, а для получения кредита под залог имущества последнее, как известно, необходимо застраховать. С этой оценкой совпадает и мнение экспертов «Ингосстраха». «По опыту «Ингосстраха» основным и наиболее распространенным набором продуктов, которые приобретаются сегодня, является страхование имущества, автотранспорта, медицинских расходов и несчастного случая, обязательные виды страхования (ОСАГО и страхование объектов повышенной опасности)», – уточняет пресс-секретарь ОСАО «Ингосстрах» Наталья Горгидзе.
Свой рейтинг популярности составила и страховая группа «Спасские ворота». У ее клиентов – юридических лиц наибольшим спросом пользуется добровольное страхование автотранспорта, затем страхование имущества, медицинское страхование, страхование ответственности и грузов, страхование в туризме, а также страхование электронного оборудования. «Защита материальных ценностей предприятия, поддержание оборудования в рабочем состоянии, а также контроль над здоровьем членов рабочего коллектива – это подход современных руководителей», – уточняет заместитель начальника управления корпоративного страхования, начальник отдела по страхованию юридических лиц страховой группы «Спасские ворота» Екатерина Апурина. Эксперты страховой компании «МАКС» говорят о росте популярности добровольного медицинского страхования у корпоративных клиентов.
Что же касается вопроса о соотношении обязательного и добровольного страхования для юридических лиц, то большинство экспертов отдают предпочтение добровольным видам. «Обязательное страхование ответственности должно действовать только в случаях, когда речь идет о деятельности, связанной с повышенным риском для третьих лиц и окружающей природной среды, – убеждена Зинаида Кузьмина. – Во всех остальных случаях страхование должно быть только добровольным». Единственный механизм, который может и должен побуждать страховать свою ответственность, это осознание реальной возможности возникновения убытков и того факта, что за эти убытки юридическому лицу придется отвечать.
КРУПНЕЙШИЕ СТРАХОВЩИКИ ИМУЩЕСТВА ЮРЛИЦ В 2005 ГОДУ
№ | Компания | Премии на 01.01.06, млн. руб | Выплаты, млн. руб. | Кол-во договоров, шт. | Страховая сумма, млн. руб. | Имущество всего, млн. руб. | Доля им-ва юр. лиц, % |
---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | ⌠Ингосстрах■ | 9 593,7 | 2 209,9 | 75 917 | 4 006 596,3 | 17 186,1 | 55,8 |
2 | СОГАЗ | 7 050,5 | 1 006,2 | 22 515 | 6 731 894,8 | 7 734,4 | 91,2 |
3 | РЕСО-Гарантия | 5 483,3 | 602,1 | 68 544 | 1 358 025,4 | 12 982,0 | 42,2 |
4 | ⌠Лидер■ | 5 436,0 | 600,1 | 379 | 889 331,8 | 5 436,7 | 100,0 |
5 | ⌠Согласие■ | 5 067,6 | 289,0 | 30 173 | 1 060 119,4 | 7 191,7 | 70,5 |
6 | ⌠Росгосстрах■ | 4 900,7 | 715,6 | 138 488 | 662 085,1 | 14 715,3 | 33,3 |
7 | ⌠Росно■ | 3 234,3 | 551,1 | 46 745 | 1 243 909,9 | 5 798,7 | 55,8 |
8 | СГ ⌠КапиталЪ■ | 3 219,9 | 309,5 | 4 556 | 1 110 933,4 | 3 606,1 | 89,3 |
9 | ⌠АльфаСтрахование■ | 2 934,5 | 354,3 | 46 634 | 1 889 854,2 | 5 136,9 | 57,1 |
10 | ⌠Природа■ | 2 784,4 | 31,4 | 4 871 | 308 352,7 | 3 196,7 | 87,1 |
Источник: РБК