Для главы ФТС Александра Жерихова Герман Греф больше не начальник.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Вчера президент Владимир Путин подписал указ, в соответствии с которым Федеральная таможенная служба (ФТС) выводится из подчинения Минэкономразвития. В дальнейшем руководство службой будет осуществлять напрямую правительство. Согласно документу, отныне функции МЭРТа по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела передаются ФТС, а назначение руководителя службы и его заместителей вновь становится прерогативой кабинета министров. Правительство в месячный срок должно внести в Госдуму законопроект о внесении изменений в законодательные акты, предусматривающий реализацию президентского указа.
Стоит сказать, что из МЭРТа исключается одна из самых доходных госструктур. Внешнеторговый оборот России в 2005 году превысил 310 млрд. долл., а объем таможенных платежей в федеральный бюджет составил 2,1 трлн. руб. Большие сборы казне обеспечивают только налоговики. В пресс-службе ФТС отказались комментировать решение президента, сославшись на то, что текст указа получили всего час назад. Таким образом, официальная позиция к происходящему ведомства, чья судьба в очередной раз круто меняется, станет известна позднее. «По сути, нам вернули все функции, которые были у Государственного таможенного комитета до административной реформы», – заявил сотрудник пресс-службы. Но кто в правительстве будет курировать обретшую самостоятельность ФТС, наш собеседник сказать затруднился.
Председатель комитета Госдумы по экономической политике, предпринимательству и туризму Валерий Драганов, возглавлявший ГТК в 1998–1999 годах, не исключил, что направлять деятельность ФТС могут доверить вице-премьеру Александру Жукову. Впрочем, уточнил депутат, и сам премьер Михаил Фрадков вполне может взять на себя дополнительные обязанности. Решение президента Валерий Драганов считает обоснованным и закономерным. По большому счету это работа над ошибками. «Когда начиналась административная реформа, я говорил, что нельзя такой тонкий, но сильно влияющий и на политику, и на экономику механизм, как таможня, вводить в структуру конкретного ведомства», – подчеркнул депутат.
При этом он напомнил, что нечто подобное уже происходило с таможней во времена СССР. В 1986 году ведомство тоже сделали самостоятельным, подчинив непосредственно правительству. Именно тогда Валерий Драганов был переведен из Эстонии в Москву в качестве заместителя руководителя ГТК. «История повторяется, – резюмировал наш собеседник. – Но история не должна повторяться настолько часто».
Глава МЭРТа Герман Греф едва ли поставлен перед фактом. Очень многое еще несколько месяцев назад показывало, что от него вот-вот «отгрызут», как выразился источник «НГ» в министерстве, ФТС. Здесь уместно вспомнить и о последних показательных акциях по чистке таможни от сотрудников, «слившихся в экономическом экстазе с бизнесом», – фактически эта кампания устрашения взяточников и мздоимцев стала копией уже подзабытой широкомасштабной борьбы с оборотнями в милицейских погонах.
В свое время в беседе одного из сотрудников ФТС с корреспондентом «НГ», состоявшейся вскоре после передачи ведомства в МЭРТ, прозвучало, что Герман Греф оказался несколько шокирован своим новым приобретением. Например, он с изумлением узнал, что в его министерстве появилась структура, в компетенцию которой входит оперативно-разыскная работа. Можно предположить, что министр, бесконечно далекий от руководства правоохранительной деятельностью, тяготился навязанными ему обязанностями и был бы рад передать их кому-то другому, что теперь с облегчением и сделает.